жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Почему в метро возможны новые теракты

В контексте трагедии в петербургской подземке, произошедшей ровно год назад, обеспечение безопасности на транспорте должно стать задачей номер один для федеральной и региональной власти. Однако, ни закон, ни службы транспортной безопасности не могут уберечь пассажиров от угроз повторных инцидентов

Красный состав метро
Фото: vk.com/spb_today

Ответить на вопрос, возможны ли новые теракты в городской подземке, никто не может, признался в ходе брифинга в петербургском Доме журналиста замначальника СПб ГУП «Петербургский метрополитен» Игорь Выборнов. Брифинг был посвящён скорбной дате 3 апреля, когда взрыв в перегоне метро «Технологический институт-Сенная площадь» унёс десятки жизней.

По новым правилам

Помощник начальника Главного управления Росгвардии по Петербургу и Ленинградской области Алексей Данке сообщил, что взрывотехники и сотрудники ОМОНа до сих пор выезжают на вызовы по тревожным сигналам, но уже намного реже. В марте таких вызовов было 20, в феврале — 60. Бригады экспертов готовы прибыть на место обнаружения подозрительной находки в течение получаса. Однако, речь прежде всего должна идти о системе предотвращения попыток принесения взрывоопасных предметов на территорию метрополитена.

Согласно приказу Минтранса РФ, с 6 апреля на Петербургском метрополитене вступят в силу новые правила досмотра, в соответствии с которыми досматривать будут только тех пассажиров, на которых сработали стационарные «рамки». Повального досмотра, который горожанам запомнился часовыми очередями у входа в вестибюли, больше не будет. Для выявления угроз подозрительные пассажиры пройдут проверку с использованием детекторов опасных веществ, металлоискателей и рентгенотелевизионных установок.

Выборочный досмотр пассажиров и багажа представляется некоторым послаблением в режиме пропуска, на которые пошли федеральные власти в ответ на предложения Смольного. Напомним, в июле прошлого года, спустя несколько месяцев после теракта, ГУП «Петербургский метрополитен» провёл эксперимент на четырех станциях в течение шести дней, устроив тотальную проверку всех входящих. Суть в том, что руководство петербургского метрополитена и Ространснадзор двояко толковали действующие требования антитеррористической защищенности. Под давлением горожан питерские власти вынуждены были обратиться в правительство России и Минтранс с предложением выработать «оптимальную технологию досмотровых мероприятий, адаптированных к условиям эксплуатации метрополитенов в городах со значительным пассажиропотоком». В итоге, хоть горожане и не увидят очередей у станций метро, вопрос безопасности пассажирских перевозок остаётся открытым.

Без денежной поддержки центра

За прошедший год после трагических событий были выполнены все восстановительные работы на устройствах и сооружениях метрополитена, выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших, продолжается планомерная работа усилению мер обеспечения транспортной безопасности. После теракта вышло постановление Правительства РФ с более расширенными требованиями. В частности, численность службы транспортной безопасности была увеличена в полтора раза, проходит аттестация сотрудников, продолжается оснащение техническими средствами и интеллектуальными системами видеонаблюдения на станциях и вестибюлях.

По словам представителя петербургского метрополитена, детекторные «рамки» были установлены «в полном объёме на станциях метро в соответствии с требованиями федерального законодательства». Но это лишь официальные заявления — как видим, это не помешало террористу в апреле прошлого года пронести смертоносный груз.

Как сообщил StroyPuls в кулуарах Игорь Выборнов, в этом году все надеялись на продление госпрограммы комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая финансируется из федерального бюджета. Однако, по его информации на 2018 год программа пролонгирована не будет и средств на оборудование станций метрополитен не получит. «Мы продолжаем осуществлять мероприятия за счёт собственных средств метрополитена, и пока без федеральных денег», — добавил он.

Закон потворствует терактам?

Как ни странно, действующая в стране законодательная база не только не препятствует возможности повторения трагедий в общественном транспорте, но по факту способствует их тиражированию в дальнейшем. Так, вступивший в силу с 1 января 2017 года №44-ФЗ о госзакупках (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») вызвал поток массовых обращений ГУПов в Совет Федерации с просьбой пересмотреть ход контрактных закупок. Дело в том, что пресловутая открытость при проведении аукционов способна сыграть на руку организаторам террористических актов. В числе первых на это обратил внимание СПб ГУП «Петербургский метрополитен».

«Основная проблема, с которой столкнулись муниципальные предприятия – это противоречие контрактной системы, законом о гражданской обороне и №16-ФЗ «О транспортной безопасности. Переход на госзакупки по №44-ФЗ имеет ряд недостатков в части размещения конфиденциальной информации в полном объёме в открытом доступе», — поясняет член СФ РФ от Санкт-Петербургского ЗакСа Андрей Кутепов.

Это означает, что и метрополитен, и железнодорожный вокзал, и аэропорт, и другие транспортные объекты с огромным скоплением людей, должны предоставить полную проектную и сметно-техническую документацию для публикации в открытом доступе. Отсутствие такой документации в открытом доступе противоречит действующему законодательству и содержит признаки правонарушения.

По словам Андрея Кутепова, в сентябре 2017 года на площадке Совета Федерации был проведён круглый стол с участием представители всех семи российских городов с метрополитенами, по итогам которого был подготовлен законопроект о внесении поправок в №44-ФЗ, направленный на устранение этих противоречий. После этого документ направили на рассмотрение Правительства РФ.

Однако, в ходе рассмотрения профильными министерствами и ведомствами, законопроект не получил единогласного одобрения. Министерство внутренних дел РФ поддержало инициативу, так как там прекрасно понимают, что такое безопасность и заинтересованы в её обеспечении. Министерство финансов РФ опасается закрытых способов закупки и «серых схем» при проведении торгов, Минюст говорит о коррупционных рисках, а ФАС пишет, что вообще ничего размещать не нужно. Хотя со своей стороны начинает предпринимать санкционные меры в отношении предприятий метрополитена, не разместивших сведения, которые по сути представляют гостайну и направлены на обеспечение безопасности пассажиров. Счётная палата посчитала необходимым урегулировать законодательные несоответствия актом Правительства РФ.

В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находятся два законопроекта, которые касаются закупок ГУПами и возможности проведения торгов по №223-ФЗ, оба законопроекта готовятся к принятию в первом чтении. От того, с какими формулировками в итоге примут документа, будет зависеть, в том числе, безопасность пассажиров.

Похожие сообщения

X