Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Дороги для болельщиков: о строительстве транспортной инфраструктуры

КРТИ Санкт-Петербурга обозначил приоритеты на 2016 год. Все силы и средства будут брошены на подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вместе с тем в городе есть и другие транспортные проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

Мост и стадион
Главной задачей на ближайшие пару лет чиновники считают подготовку к мундиалю
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На коллегии КРТИ Санкт-Петербурга обсудили планы развития транспортной инфраструктуры. На первый взгляд ситуация складывается удачно. По словам председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга Сергея Харлашкина, в минувшем году исполнение бюджета комитета составило 92,3%, или более 42 млрд рублей, – это самый высокий показатель за последние три года. Ведомство ведет работу по развитию метрополитена, разгрузке улично-дорожной сети исторического центра, ликвидации железнодорожных переездов.

Около 73 млрд рублей будет потрачено на возведение в Петербурге восьми объектов транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018

Кроме того, комитет повышает качество дорог. В 2015 году капитальный ремонт асфальта проводился на 29 объектах. В рамках адресной программы выполнен ремонт на 124 адресах общей стоимостью 3,2 млрд рублей. По дорожным сооружениям проведены работы на 16 объектах общей стоимостью 247,9 млн рублей. Протяженность автомобильной сети была увеличена на 25 км (до 3316 км).

Что касается строительства метрополитена, то, по словам Сергея Харлашкина, эта работа идет рекордными темпами. В городе одновременно ведется сооружение четырех линий подземки.

Как отметил заместитель председателя КРТИ Михаил Цалко, на проектирование, реконструкцию и строительство станций метрополитена в 2015 году было выделено 18,4 млрд рублей, в том числе 3,8 млрд из федерального бюджета. Исполнение бюджета составило 93%. Как и планировалось, подрядчиком – ОАО «Метрострой» – были завершены работы на четырех объектах метрополитена. В эксплуатацию введен вестибюль станции «Спортивная», проведена реконструкция станции «Пушкинская», завершены работы в шахтах Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской линий.

Футбольное будущее

Комитет провел конкурсные процедуры на определение подрядчика строительства трех линий метрополитена. В результате с ОАО «Метрострой» были заключены государственные контракты на общую сумму 91,8 млрд рублей.

Сейчас ведутся работы по строительству двухпутного тоннеля на Невско-Василе­островской линии. Сооружено 363 кольца из 2891 (это 13% от объема), 109 свай-колонн из 198 (55%), разработан грунт в объеме 76 678 куб. м из 198 611 куб. м (39%), выполняется сооружение основных и ограждающих конструкций.

Велосипедная станция
В текущем году власти планируют обустроить 34,5 км велодорожек
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

С опережением графика ведется строительство объектов Фрунзенского радиуса, идет сооружение Лахтинско-Правобережной линии, ведется строительство электродепо «Южное».

Главной задачей на ближайшие пару лет чиновники считают подготовку к мундиалю. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, идет активная подготовка города к приему гостей чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМ-2018) и Кубка конфедераций, который состоится в 2017 году. В рамках подготовки к чемпионату будет возведено восемь объектов на сумму около 73 млрд рублей, что «сделает наш город более комфортным и современным».

В частности, в рамках подготовки города к ЧМ-2018 идет строительство Пулковско-Дунайской развязки, набережной Макарова, моста в районе острова Серный, пробивка Невско-Василеостровской линии метро до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская», а также строительство пешеходно-транспортного моста в створе Яхтенной улицы и реконструкция Тучкова моста.

Акцент на подготовке к ЧМ-2018 сделал и генеральный директор СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян. Большое внимание центр уделял вопросам разработки транспортных планов на время проведения массовых мероприятий, в том числе на прошедшую жеребьевку ФИФА в Константиновском дворце, предстоящие Кубок конфедераций ФИФА и футбольный мундиаль 2018 года.

Спешить Смольному действительно приходится. Кубок конфедераций, который называют подготовительным турниром к чемпионату мира, начнется 17 июня 2017 года и завершится 2 июля. Матчи планируется провести на стадионах в Петербурге, Москве, Сочи и Казани.

Дорогой центр

Городские власти также всерьез увлеклись темой создания платной парковки в историческом центре. Понять их можно: в отличие от ремонта дорог платные машино-места на улицах Петербурга приносят реальные деньги. Впрочем, горожане новшеством пользуются не очень охотно. В среднем парковки не заполнены и наполовину. Как сообщил и. о. директора СПб ГКУ
«Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» Юрий Васильев, по состоянию на 31 декабря 2015 года уровень загрузки парковочного пространства в границах зоны платной парковки составил 40%, а доходы от эксплуатации зоны – 47,3 млн рублей.

Чемпионат мира по футболу обернулся для Петербурга скорее роком, чем благом с точки зрения транспортных проектов.

Однако чиновники уверены, что дело не в отсутствии желания платить, а в том, что зона платной парковки слишком мала. Юрий Васильев подчеркнул, что анализ работ выявил необходимость скорейшего расширения зоны платной парковки, поскольку водители оставляют свои автомобили в приграничной зоне, что существенно увеличивает нагрузку на эти участки улиц.

В перспективе ближайших лет она должна охватить весь Центральный район и появиться в Адмиралтейском и Петроградском районах. Жителям Васильевского острова повезло чуть больше: за создание платной парковки в этом районе примутся только после проведения ЧМ-2018.

Что касается прочих парковок, которые по идее и должны спасти автомобилистов от платного центра, то за прошедший год введена в эксплуатацию перехватывающая парковка на Витебском проспекте, проведена реконструкция одной социальной и трех действующих перехватывающих парковок, спроектированы три новые перехватывающие и одна социальная парковка. В 2016 году на эти цели бюджетом предусмотрено финансирование в размере 181,6 млн рублей.

Нужды горожан

Впрочем, транспортные приоритеты, расставленные Смольным, далеко не всем кажутся очевидными. В настоящий момент в нормативном состоянии находится 63% уличной дорожной сети города. При этом в 2016 году в городском бюджете на текущий ремонт заложена рекордно низкая сумма – 2,95 млрд рублей. Для сравнения: в 2015 году – 3,3 млрд рублей, а, например, в 2013 году – более 6 млрд рублей. В КРТИ просили выделить больше средств на нынешний год и все-таки были услышаны. Так, на состоявшемся в начале апреля заседании Транспортного совета при Правительстве Санкт-Петербурга в Смольном было принято решение выделить на ремонт дорог дополнительно 2 млрд руб­лей в этом году и столько же дополнительно в 2017 году. Это позволит отремонтировать 2,8 млн кв. м дорожного покрытия на городских улицах и магистралях.

Дорога
В нормативном состоянии находится 63% уличной дорожной сети города
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Если говорить о строительстве метро, то приоритет скорее отдается пробивке Невско-Василеостровской линии метро до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская», чем куда более важной с точки зрения нужд горожан Красносельско-Калининской линии.

Мало внимания уделяется альтернативным видам транспорта. Например, если на объекты капитального строительства к ЧМ-2018 тратят миллиарды, то на развитие велосипедного движения – суммы другого порядка. В частности, для поддержания проекта, подразумевающего развитие сети городского велопроката «Велогород», в прошлом году была выделена субсидия в размере 27,2 млн рублей. Что касается велодорожек, то в различных районах города обустроено девять велодорожек общей протяженностью около 45 км. Справедливости ради отметим, что в текущем году власти планируют обустроить 34,5 км велодорожек. Но будут ли эти планы реализованы, пока вопрос.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель парламентской комиссии по транспортному комплексу Алексей Палин недоумевает, почему город строит объекты к Кубку конфедерации и ЧМ-2018 преимущественно за свои деньги. По его словам, федеральные деньги если и выделяются, то совершенно не в тех объемах, в каких бы должны. «У нас есть много проблемных транспортных объектов, на которые можно было бы потратить деньги», – заявил народный избранник.

По его словам, в частности, не решаются вопросы со строительством пешеходных переходов. Надземные больше не строят из-за жалоб горожан. Значит, необходимо разрабатывать новые проекты.

Также, отметил Алексей Палин, недостаточными темпами ведется строительство путепроводов через железнодорожные пути, по которым курсируют скоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро». Из-за этого на переездах образуются пробки.

Все денежные средства на развитие выделяются на строительство метро. Эффективнее уделять внимание наземному транспорту.

Чемпионат мира по футболу обернулся для Петербурга скорее роком, чем благом с точки зрения транспортных проектов, считает транспортный аналитик фонда «Городские проекты» Арсений Афиногенов. Но это может быть связано с качеством принимаемых в правительстве города решений. «Например, не было необходимости в сума­сшедшей спешке продлевать на север зеленую линию, стоимость которой уже приближается к 40 млрд рублей. Можно было обойтись существующей станцией метро «Крестовский остров» и автобусами или же восстановить трамвайное движение. Это обошлось бы на порядок дешевле», – считает эксперт.

По его словам, оптимизма не вызывает и то, что станция «Новокрестовская», расположенная около стадиона, будет закрыта на вход во время матча, согласно требованиям ФИФА. «Людям надо будет идти на станцию «Беговая», а проблему с мостом через Невку пока так и не решили. Этот и другие транспортные проекты под ЧМ-2018 предусматривают огромные расходы с сомнительным эффектом и неясными перспективами», – заявил Арсений Афиногенов.

В Петербурге неэффективна фактически вся транспортная система, считает эксперт. По его мнению, по-прежнему приоритет делается в пользу развития автомобильного транспорта. Строятся многомиллиардные развязки, при этом пробки никуда не делись. В сфере общественного транспорта почти все денежные средства на развитие выделяются на строительство метро. При этом эффективнее уделять внимание наземному транспорту.

«Городу в первую очередь необходимо повсеместно организовать выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы резко увеличить скорость и стабильность работы наземного транспорта», – добавил аналитик.

Критикуются также и планы Смольного по расширению зоны платной парковки. Так, депутат Госдумы Олег Нилов направил губернатору Санкт-Петербурга обращение, в котором парламентарий высказывает опасение о целесообразности расширения зоны платной парковки в Петербурге более чем в 15 раз. По оценкам депутата, реализация данного решения может стоить 4,5 млрд рублей. «Трата таких средств из бюджета в условиях нынешней непростой экономической ситуации вызывает серьезные вопросы и представляется малообоснованной, – заявил Олег Нилов. – Создание же парковочных мест по концессионному соглашению на основе государственно-частного партнерства, как показывает опыт, например, платной автодороги М11 Москва – Санкт-Петербург может привести к завышенной стоимости парковки».

В любом случае на фоне ухудшающегося социально-экономического положения в стране и заметного понижения уровня жизни граждан это решение вызовет социальное недовольство, так как станет очередным ударом по бюджету петербуржцев, и так обремененных значительным количеством налогов и сборов, утверждает депутат.

Судя по всему, приоритеты властей до 2018 года не изменятся. Времени до спортивных событий мирового масштаба осталось мало, а работы еще – непочатый край. Задержки могут сказаться на авторитете региональных властей. Поэтому очевидно, что «футбольные» проекты будут строиться стахановскими темпами. Петербуржцам остается надеяться на то, что создаваемая транспортная инфраструктура все же будет востребована и не потребует ремонта сразу после чемпионата мира из-за того, что строительные работы велись в спешке.

Игорь Строев

В печатной версии название статьи – “Дороги для болельщиков” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 164, апрель, 2016 г.)

Похожие сообщения

X