жк днепропетровская 37 3-комнатная 8.8

Восточный скоростной: о строительстве новой платной автодороги

Проект строительства Восточного скоростного диаметра – самый масштабный и дорогой в Петербурге. Ключевые инвесторы уже названы – Евразийский банк развития и банк ВТБ, но за кадром по-прежнему остается много вопросов.

ВОсточный скоростной диаметр - ВСД
Громкие баталии развернулись по поводу трассировки будущей скоростной автодороги

Условия финансирования нового инфраструктурного проекта в Петербурге, стоимость которого оценивается в 150 млрд рублей, стали понятны совсем недавно. В начале июня на полях ПМЭФ-2017 было подписано соглашение между Смольным и Евразийским банком развития, официально закрепляющее намерения сторон по реализации инвестпроекта строительства Восточного скоростного диаметра (ВСД), который обеспечит связь бывших промышленных зон с городом.

Со стороны администрации Петербурга документ подписал губернатор Георгий Полтавченко, со стороны финансового партнера – председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин.

«Развитие инфраструктуры СанктПетербурга – значимая составляющая интеграционных процессов на евразийском пространстве, – отметил председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин. – Особенную актуальность имеет развитие его транспортно-логистической инфраструктуры. Это обусловлено тем, что Санкт-Петербург – один из крупнейших транспортных узлов трансконтинентального коридора «Европа – Западный Китай» и обеспечивает перевалку грузопотока как в транзитном сообщении между КНР и ЕС, так и в рамках экспортно-импортных операций стран – членов ЕАЭС».

Соглашением предусматривается, что Евразийский банк направит на строительство новой транспортной магистрали 14 млрд рублей. По условиям соглашения партнер города по проекту будет определен по итогам конкурса. Кроме этого, ЕАБР профинансирует еще один транспортный инфраструктурный проект – строительство трассы М49, направив 12 млрд рублей.

По мнению петербургских властей, вероятнее всего, партнером города станет консорциум российских компаний – желающих выступить инвестором по проекту и интересантов немало.

Реализовать второй по величине после ЗСД транспортный проект также планируется на основе схемы ГЧП, об этом неоднократно заявляли городские чиновники на предварительных обсуждениях. Согласно официальным планам Смольного, проект рассчитан на период 2017–2047 годов.

Второе важное соглашение по развитию транспортной инфраструктуры города было подписано Смольным в рамках ПМЭФ со стратегическим партером города ПАО «Банк ВТБ». Как отметил на церемонии подписания председатель правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин, у ключевого партнера региона есть успешный опыт совместной работы с администрацией города по решению задач инфраструктурного развития мегаполиса.

Объем вложений ПАО «Банк ВТБ» в нынешний проект составит 110 млрд рублей. И это не единственная инициатива в сфере развития городского транспорта. Помимо этого, ПАО «Банк ВТБ» закрепило намерения инвестировать 4 млрд рублей в проект развития платных парковочных пространств в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах.

В рамках ПМЭФ было подписано еще одно соглашение – между Санкт-Петербургом, ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр». Оно содержит договоренности сторон по развитию ЗСД, в том числе по строительству дополнительных развязок – с Новым шоссе, Шуваловским проспектом и Шкиперским протоком на Васильевском острове. Стоимость проекта оценивается в 8 млрд рублей. Напомним, что ведущим акционером консорциума «Магистраль северной столицы» (МСС) также является ВТБ. Строительство и эксплуатация развязок будут осуществляться в рамках существующего соглашения о государственночастном партнерстве по проекту «Западный скоростной диаметр».

Скоростной каркас

Амбициозный проект строительства Восточной хорды был обнародован властями Северной столицы более полугода назад. Городская скоростная магистраль протяженностью 14,7 км с высоководным мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая – Зольная и девятью транспортными развязками должна соединить ЗСД и КАД.

«Пять лет назад, проанализировав плотность УДС и протяженность городских магистралей, специалисты комитета пришли к выводу, что для улучшения транспортной составляющей в Петербурге необходимо создать каркас скоростных автодорог», – вспоминает начальник отдела проектирования КРТИ Андрей Шашков.

Сегодня предложения специалистов нашли понимание правительства, и, с большой вероятностью, город пойдет в развитии транспортной инфраструктуры по такому прагматичному пути. Об этом говорил на одном из недавних заседаний городского парламента и вице-губернатор Игорь
Албин: «Мы много дискутировали, спорили, провели общественные слушания, заседания комиссий. Умный город начинается с умного транспорта, а умный транспорт возможен только при развитой улично-дорожной сети, при наличии магистралей непрерывного движения и грамотного дорожного управления». Одним из элементов каркаса стал актуальный для города проект, который получил рабочее название «Вторая очередь ЗСД» или «Восточная хорда». Автодорога должна разгрузить участок КАД от Мурманского до Пулковского шоссе, снизить плотность транспортного потока.

По заданию Смольного в рамках градостроительного обоснования специалисты АО «ЗСД» разработали трассировку будущей скоростной дороги. Согласно представленной схеме, трасса начиналась от ЗСД в районе Благодатной улицы, пролегала по полосе отвода северного железнодорожного полукольца с подключением к КАД в районе деревни Кудрово в Ленобласти. В дальнейшем планировалось ее продление до Мурманского шоссе.

Первоначальный вариант трассировки ВСД предполагал прохождение трассы по Зольной улице, пробивку проспекта Пятилеток и ее продолжение в пересечении улиц Кржижановского и Коллонтай. Чтобы не переносить здания исправительной колонии № 7, вставшие на пути магистрали, транспортники приняли решение изменить маршрут, пустив трассу через ЖК «Ладожский парк».

После представления ознакомительной схемы проект вошел в стадию широкого общественного обсуждения. А 28 июня 2017 года в ходе очередного заседания петербургские парламентарии в целом приняли поправки к закону «О Генеральном плане Санкт-Петербурга». Главный градостроительный документ города в части развития дорожнотранспортной инфраструктуры закрепил проект строительства Восточного скоростного диаметра.

По словам Андрея Шашкова, в конце 2017 года исполнители приступят к проектным работам, которые продлятся два года. Строительство развернется в 2019-м, а полностью реализовать проект намечено к 2023 году.

В ходе предпроектных проработок специалисты КРТИ старались уйти от дорогостоящих решений, заложенных в новый Генплан, и максимально избежать сносов существующих объектов. Вариант тоннельной пробивки под Невой тоже был отложен в связи с дороговизной.

Стоимость первых двух, самых капиталоемких участков оценивается в 100–110 млрд рублей. Однако Смольный не нашел бюджетных средств даже на создание ПСД. Весной 2017 года КРТИ были объявлены два конкурса по первым этапам – на проектирование участка дороги от ЗСД до Витебского проспекта и от Витебского до Союзного проспекта. Стартовая цена контрактов – 38 и 38,4 млрд рублей соответственно.

28 марта состоялся первый конкурс на проектирование первого этапа, в первых числах апреля – второй. Но впоследствии конкурсные процедуры были приостановлены: в стремлении заполучить контракт участники демпинговали, в итоге снизили первоначальную цену почти вдвое.

Конкурс на разработку ППТ для третьего этапа новой скоростной магистрали (от Союзного проспекта до КАД) КРТИ намерен объявить до конца 2017 года. Проекты планировки территорий, как обещают петербургские транспортники, впоследствии будут вынесены на широкие общественные слушания.

Бег с препятствиями

Громкие баталии развернулись в городе на Неве по поводу трассировки будущей скоростной автодороги. Споры главным образом касались третьего этапа трассы – до соединения с КАД. Отказ от тоннельного решения в пользу строительства более дешевой эстакады, пролегающей в непосредственной близости от жилой застройки, вызвал яростный протест жителей Красногвардейского и Невского районов. С точки зрения петербуржцев, экономия на знаковых проектах способна не только ухудшить экологическую безопасность мегаполиса в целом, но и нанести существенный вред благополучию жителей окрестных домов.

Первоначальный вариант предполагал, что трасса пройдет вокруг ЖК «Ладожский парк», и тем самым был спровоцирован шквал гневных писем в адрес городских властей. В ходе последующих корректировок Смольный пошел на компромисс с жителями Невского района, почему-то проигнорировав требования жителей улиц Хасанской и Передовиков (Красногвардейский район), оставив часть трассы вблизи жилых домов.

3D -макет ВСД
В конце 2017 года начнется проектирование ВСД. В 2019 году — строительство. В 2023 году — ввод в эксплуатацию

По мнению депутата петербургского Законодательного собрания Алексея Ковалева, городская власть не совершала бы таких опрометчивых действий, если бы за проектом ВСД не стоял инвестор-интересант.

Официальную позицию города по вопросам трассировки ВСД в начале июня на заседании Законодательного собрания СПб озвучил Игорь Албин. По его словам, после протестов жителей Невского района магистраль было решено отодвинуть от ЖК «Ладожский парк» влево, затем автодорога пройдет вплотную к железнодорожным путям до улицы Коммуны. Кроме того, Смольный отказался от развязки в районе Индустриального проспекта.

Вместе с тем ряд проблемных моментов, которые на стадии обсуждения критиковали гражданские активисты и оппозиционные депутаты, остались. Депутат Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский и вовсе ратует за отказ от проекта до тех пор, пока все проблемные моменты не будут решены. «Я предлагаю изменить проект и построить ВСД через так называемый серый пояс или в принципе отложить решение по трассировке, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант», – предложил он.

Однако проект уже получил «прописку» в планах развития города, и обратного хода решение по ВСД не имеет.

«К трассировке есть вопросы, и в конце концов мы новый Генплан подготовим к 2019 году, но городу этот проект нужен, – парировал вице-губернатор Игорь Албин. – В Петербурге крайне необходим объект непрерывного движения, а лучше – два. Этот инфраструктурный проект позволяет решить ряд трансграничных задач Петербурга и Ленобласти, перераспределить потоки с загруженного участка Кольцевой автодороги, Мурманского шоссе, формирует новую связь правого и левого берегов Невы. И мы от него не откажемся».

Не получила ответов на свои вопросы и депутат Оксана Дмитриева («Партия роста»). Парламентарии подсчитали, что уже на старте строительства один километр ВСД будет стоить вдвое дороже, чем аналогичный при сооружении ЗСД. «Это 160 млрд рублей, столько стоит двадцатилетняя программа капитального ремонта для всего города. Магистраль, скорее всего, будет платной, то есть бремя ляжет на жителей – либо через бюджет Петербурга и «недополученную прибыль», либо через цены на проезд. Все это будет объявлено коммерческой тайной, как мы уже знаем по опыту ЗСД», – отметила Оксана Дмитриева.

Нельзя не согласиться и с такими доводами: при том что ВСД называют самым оптимальным транспортным решением для Петербурга, других вариантов Смольным предложено не было. «Не было рассмотрено альтернативных планировочных решений, которые не проходят через внутреннюю плотную городскую застройку. А они существуют», – подчеркнула Оксана Дмитриева.

Еще один казус заложен в самом механизме реализации проекта. Государственночастное партнерство по строительству ВСД предусматривает необходимость оплачивать застройщику всю недополученную прибыль, при этом норму рентабельности определяет сам инвестор.

«Мне понятно, когда речь идет о том, чтобы помочь девелоперам покрыть расходы на строительство, но когда город обязуется оплатить всю недополученную выгоду, это противоречит всем законам. Предпринимательская деятельность изначально предполагает риски – это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, – сказал в интервью порталу Санкт-Петербург.ру Алексей Ковалев. – После ЗСД, построенного по той же схеме, на такого рода проекты появилась очередь из интересантов, и за строительством ВСД стоят именно такие люди».

Как выясняется, очередной громкий проект Смольного вызывает много вопросов и у самих чиновников, а стало быть, «штрихи к портрету» будущей транспортной артерии придется дорисовывать в процессе поэтапной реализации проекта.

Нонна Цай

В печатной версии название материала — «Восточный скоростной» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 174, август, 2017 год)

Другие материалы по теме

X