жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Факторы красоты и риска

Об этом мы беседуем с деканом факультета «Мосты и тоннели» Петербургского государственного университета путей сообщения профессором Геннадием Ивановичем БОГДАНОВЫМ.

– Термин «мосты» следует понимать не в узком смысле слова, как искусственные сооружения, возводимые при пересечении транспортных магистралей, водотоков – естественных или искусственных, а более широко. Включая сюда и другие типы городских искусственных сооружений мостового типа: путепроводы, транспортные развязки, эстакады. Особенности их эксплуатации во многом определяются именно особенностями как элементов городской транспортной инфраструктуры.

В Петербурге насчитывается свыше 400 мостов и около 50 путепроводов. Большинство из них имеет срок службы свыше 50 лет, а некоторые находятся в эксплуатации еще с XIX века. И если при проектировании и строительстве новых мостов закладываются и реализуются технические решения, обеспечивающие достаточно высокий уровень безопасности при эксплуатации мостов, то со старыми мостами все намного сложнее – проблемы их безопасной эксплуатации стоят достаточно остро.

– В чем, на ваш взгляд, состоят главные особенности эксплуатации городских мостов?

– Важнейшая из особенностей, кстати, определяющая для безопасной эксплуатации, – большое разнообразие конструктивных форм и систем. Она возникает из-за повышенных архитектурных требований к городским мостам при их проектировании и сооружении. При этом устройство смотровых приспособлений и эксплуатационных устройств не должно искажать и ухудшать внешний облик сооружений, которые являются доминантами в архитектурных ансамблях и имеют статус памятников.

Для городских мостов характерно разнообразие временной нагрузки, необходимость пропуска по мостам всех видов городского транспорта, включая трамвай. Он оказывает на мосты крайне негативное воздействие, затрудняет обеспечение бездефектной проезжей части и вызывает электрокоррозию конструктивных элементов сооружения.

Наконец, городские мосты, в отличие от мостов на магистралях, как правило, обеспечивают пропуск значительных масс пешеходов. А также используются для концентрированного пропуска городских инженерных коммуникаций. И это лишь часть особенностей.

– В абсолютном большинстве случаев мост – элемент целого транспортного узла. Как этот факт сказывается на его безопасной эксплуатации?

– Связь мостовых переходов с городскими магистралями может быть весьма разнообразной – трассы сооружений могут иметь расположение на одной городской магистрали, примыкать к магистрали, имеющей иное направление или разветвляющейся. Перед мостом может быть сформирована – или отсутствовать – предмостовая площадь и т. д. Во многих случаях у городских мостов по берегам устраиваются транспортные развязки путепроводного или тоннельного типа. Это определяет разнообразие схем увязки транспортных потоков на сооружении и примыкающих к нему городских магистралях.

В подземном пространстве у моста по берегам или под мостом (ниже поверхности грунта или дна водотока) располагается множество инженерных коммуникаций и сооружений. Это тоннели метро и городской канализации, коллекторов и кабельных каналов. Возведение этих сооружений поблизости от существующих мостов приводит к нарушению естественного сложившегося состояния грунтовых массивов и изменению характера и особенностей работы фундаментов опор мостов и всего сооружения в целом.

Приходится учитывать агрессивность городской окружающей среды: негативное воздействие электромагнитных полей от электрического городского транспорта и кабельных энергетических коммуникаций, канализационных систем, влияние уровня шума. А также атмосферы, загрязненной выбросами автомобильных двигателей и промышленных предприятий. Ведь все эти факторы непосредственно влияют на искусственные сооружения.

– Какой урон искусственным сооружениям наносят ДТП и что можно предпринимать для его минимизации?

– Последствия дорожно-транспортных происшествий на городских мостах, особенно на путепроводах и транспортных развязках, могут быть гораздо серьезнее, чем на мостах, расположенных вне населенных пунктов. Поэтому ограждения проезжей части становятся обязательным элементом городских мостовых сооружений. При этом эти ограждения, как и другие инженерные комплексы, не должны выглядеть чужеродным элементом на старых сооружениях, особенно являющихся памятниками истории и культуры.

– Какие меры являются первоочередными для обеспечения эксплуатационной безопасности мостов?

– Система водоотвода на городских мостах должна исключать загрязнение конструкций пролетных строений, попадание воды на боковые поверхности опор, а также на проплывающие под мостом суда, а при наличии транспортных развязок – на движущийся по берегам транспорт и пешеходов. Необходима достаточная освещенность проезжей части в темное время суток, при этом освещенность сооружений в ночное время, а также шум от движущегося транспорта не должны мешать людям, живущим в расположенных рядом зданиях.

К специфическим особенностям эксплуатации городских искусственных сооружений Санкт-Петербурга относится выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих эксплуатационную надежность разводных мостов. Специфику эксплуатации разводных мостов определяют следующие факторы.

• Обеспечение беспрепятственного пропуска судов в разведенном положении и точного соблюдения графика разводки, создающего минимальные неудобства для движения наземного транспорта.

• Необходимость заграждения моста с целью невозможности попадания на него городского транспорта и пешеходов при разведенном положении моста, а также в процессе разводки и наводки.

• Необходимость обеспечения надежной работы механизмов и оборудования разводного пролета, бесперебойного энергоснабжения, надежной радиосвязи с проходящими под мостом судами или диспетчерской службой водного транспорта, а также с соответствующими городскими службами.

• Повышенная экологическая опасность разводных мостов, что связано с особенностями механического оборудования мостов, на которых в настоящее время, как правило, используется гидропривод. А также – скопление значительного количества атмосферных осадков и твердых грязевых фракций в противовесных колодцах, очистка которых представляет собой серьезную опасность загрязнения водной среды.

• Значительно более сложная не только структурная, но и конструктивная сложность разводных мостов. Сложность устройства и работы деформационных швов и, как следствие, отсутствие водонепроницаемых конструкций деформационных швов. Попадание атмосферных осадков на конструктивные элементы разводных пролетных строений и механическое оборудование разводных пролетов. Более интенсивное развитие коррозионных и износовых процессов, усугубляемое труднодоступностью отдельных элементов и узлов.

• Возможность проведения основного комплекса профилактических, ремонтных и восстановительных работ по разводному пролету только в межнавигационный зимний период.

Что касается эксплуатации городских мостов под железную дорогу, то здесь необходим учет многих из перечисленных выше особенностей, например, учет фактора шума от проходящих поездов, организация отвода воды с пролетных строений и др.

Чрезвычайно важной является задача борьбы с обледенением проезжей части на мостах и эстакадах в зимний период. Использование смесей на основе хлоридов приводит к интенсивному развитию коррозионных процессов, особенно при наличии на мосту трамвайных путей. Сказанное подтверждается обнаружением серьезных коррозионных повреждений на труднодоступных элементах пролетных строений разводных мостов.

– Какие условия необходимы, чтобы мосты эксплуатировались качественно?

– Выполнение всех эксплуатационных требований в полном объеме требует соответствующего финансового и материально-технического обеспечения, эксплуатации мостов персоналом, имеющим соответствующую подготовку и квалификацию.

Хорошие результаты может дать привлечение специалистов ведущих научных и учебных заведений. Совместная работа проектных и мостостроительных организаций и специалистов Петербургского государственного университета путей сообщения, Балтийского технического и Санкт-Петербургского политехнического университетов позволила найти прогрессивные технические решения, имеющие высокую эксплуатационную надежность. Они были реализованы при реконструкции мостов Александра Невского и Троицкого, строительстве разводных мостов в дворцово-парковом ансамбле в Стрельне, разработке проекта и строительстве нового Благовещенского моста, включая временный мост, построенный на период реконструкции старого моста Лейтенанта Шмидта.

Безопасная эксплуатация мостовых сооружений для города чрезвычайно актуальна и требует совместных усилий проектных, строительных и эксплуатирующих организаций, специалистов научно-исследовательских и учебных заведений.

Подготовила Валерия Кольская

Другие материалы по теме

X