жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

О генподряде в железнодорожном строительстве

О генподряде в строительстве наш журнал писал немало. Сегодня наш разговор о специфике генподряда в железнодорожном строительстве. В последнее время эта тема стала очень актуальной, прежде всего, за счет реализованных ОАО «РЖД» масштабных проектов.  О работе в рамках этих проектов рассказывают руководители проектов Строительно-монтажного треста №1 компании «РЖДстрой» Дмитрий Черниговский и Артем Давыдов.

– Какие проекты в активе СМТ№1 и над какими идет сейчас работа?
— Во-первых, это организация высокоскоростного движения на участке Санкт-Петербург – Москва. С декабря прошлого года по этому маршруту налажено  регулярное сообщение высокоскоростного электропоезда поезда «Сапсан»(«Velaro RUS»). Для России такая скоростная линия – первая, на ней обкатывалось много инновационных технологий, и строительных, и эксплуатационных. Применялись, конечно, и новые материалы, например, при лечении и при строительстве земельного полотна, на участках, где развивается предельная скорость – 250 км/ч – положили рельсы японского производства.
В рамках этого проекта в реконструкции находятся платформы станций Тосно-2, Саблино, Поповка.
Также наш трест ведёт комплексную реконструкцию участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. На остановочном пункте Елизаветино построена и введена в эксплуатацию единственная на сети железных дорог платформа с применением полимерно-композитного материала. Кроме того, мы занимаемся реконструкцией железнодорожных мостов через Обводный канал в Санкт-Петербурге.
К вышеперечисленным объектам стоит добавить реконструкцию вагонного депо  Санкт-Петербург – Финляндский под обслуживание скоростных поездов типа Pendolino. Как известно, эти поезда будут курсировать между Санкт-Петербургом и Хельсинки, что позволит сократить скорость прохождения данного маршрута с пяти с половиной до трех часов. Также наша компания занимается  реконструкцией и капитальным ремонтом различных объектов по всей территории дороги: Мурманск, Псков, Великие Луки, Клин, Бологое, Бабаево.

– Как происходит распределение заказов?
– Компания «РЖДстрой», в состав которой мы входим, 100% «дочка» ОАО РЖД, поэтому больший объем заказов мы получаем по корпоративному заказу. Выделение в дочернюю компанию произошло всего 3 года назад, и пока в этот период становления у нас есть определенные преференции по получению заказа, но это только на  начальном этапе. Предполагается, что вскоре бороться  за заказы мы будем наравне с другими компаниями, участвуя в конкурсах и тендерах. 
Однако  уже сегодня СМТ№1 работает и на заказах, которые не имеют никакого отношения к железной дороге. Так, например, в 2009 году мы выиграли конкурс на строительство Выборгской таможни, его строительство рассчитано на 2 года, сейчас работа находится на организационном этапе, но уже в этом году начнутся строительно-монтажные работы.

– Как финансируются объекты, сталкиваетесь ли вы с трудностями при распределении средств?
— Средства распределяются централизованно, они идут либо через Дирекцию капитального строительства, входящую в состав Октябрьской железной дороги, либо проекты финансирует Дирекция по комплексной реконструкции строительства объектов железнодорожного транспорта, которая является филиалом ОАО «РЖД». Обе эти компании выступают заказчиками и определяют лимит финансирования. 
Конечно, компания-генподрядчик должна быть финансово стабильной, чтобы   выдержать все сегодняшние особенности и риски рынка. Этим требованиям мы соответствуем, поэтому заказчик нам доверяет.

В чем особенности генподряда в железнодорожном строительстве сегодня?
— Генподряд включает контроль объёма и качества выполненных работ, соответственно, у нас есть опыт инспекторских работ. Но иногда, для того, чтобы завершить проект в срок, мы ведем не свойственные нам функции – административные. Заказчик нам доверяет, а взаимодействие с октябрьской  железной дорогой позволяет решить все важные и срочные вопросы быстро, что, конечно, здорово экономит время. В то же время, заказчик и сам отслеживает качество и сроки выполнения работ на каждом этапе, держит под контролем выполнение предъявленных ранее замечаний.
На строительстве новых объектов и на реконструкции объектов РЖД мы ведем свою работу практически в тех же условиях, что и организации,  эксплуатирующие железную дорогу, поэтому вынуждены соблюдать все инструкции, положения и приказы, действующие на железнодорожном транспорте. Например, это указание № ВМ-1258, ПТЭ, инструкция по сигнализации, инструкции по техническим окнам и др. Также эксплуатирующие  организации осуществляют постоянный технический надзор всех видов технических работ.
Принципиальное отличие генподряда в железнодорожном строительстве в том, что все работы выполняются в условиях существующего движения. Нам, как компании-генподрядчику для организации работ выделяются технологические «окна». Обычно они требуют длительного согласования со всеми участниками бизнес-процесса, завязанного на железную дорогу. Технологические «окна»  могут быть от 2 до 10 часов, и наша задача построить график выполнения работ для компаний-субподрядчиков максимально эффективно и с учетом жесткого временного лимита. В этом уникальность генподряда в ж/д строительстве. Во временные сроки «окна» должны уложиться все компании-субподрядчики, которые работают на объекте. Очень важно, чтобы каждый субподрядчик отработал качественно, ведь после окончания «окна» по путям пойдут поезда. 
Еще одним отягчающим обстоятельством, повлиять на которое мы, правда, не можем – это наш короткий рабочий сезон, максимум с мая по октябрь.

Как известно, ж/д строительство – это комплекс работ в разнообразных сферах…
–Проект, который курирует генподрядчик в ж/д строительстве, действительно очень ёмкий. По самым скромным подсчетам в нем сочетается около 7 направлений: энергетика, земляные работы, телемеханика и связь, верхнее строение пути, искусственные сооружения, эксплуатация подвижного состава. Все это очень узкие строительные специализации со своими технологиями, материалами и оборудованием, которые обязан знать и обязан владеть генподрядчик.
Например, на проекте организации высокоскоростного движения Москва-С-Петербург было задействовано 37 компаний. Кроме того, нередко объекты генподряда в рамках одного проекта расположены на большой территории. Например, на вышеназванном скоростном проекте шли работы не только в Ленобласти, но и в Новгородской, Тверской,  Московской, субподрядные компании набирали из этих же областей. 
Как правило, все компании, приходящие в эту сферу, признают, что здесь есть определенные «правила игры». Так, представитель генподрядчика 80 % своего времени находится на объектах на линии. Вместе с нами курирует выполнение проекта и железная дорога, на организации высокоскоростного движения Москва – Санкт-Петербург раз в 2 недели проходил совместный объезд генподрядчика и субподрядчиков, в ходе этих встреч все проблемные вопросы решались очень оперативно. 

Как проходит процедура подбора компаний-субподрядчиков?
–Отбор компаний на спецработы проводится многоступенчато, учитывается сложность объекта, особенности работы. Изначально мы ориентируемся на требования заказчика. На базе СМТ №1 существует комиссия, которая ведет квалификационный отбор, после чего компания получает разрешение выйти на конкурс или не получает.
Для получения заказа субподрядчику необходимы стандартные документы – обязательно отзыв с предыдущих проектов, обоснование стоимости работ, на которые претендует компания. В числе обязательных требований – способность компании уложиться в определенные сроки, также  знание специфики отрасли и опыт. Приоритет при отборе отдается компании,  хорошо зарекомендовавшей себя на предыдущем проекте.
Очень важна для потенциальной компании-субподрядчика финансовая устойчивость, прозрачность, готовность к экстремальным условиям: работа в технологических окнах и постоянный контроль со стороны заказчика, генподрядчика, технадзора, со стороны эксплуатирующих компаний, то есть, работать надо будет под прессом 4 контролирующих структур. Например, с нашей стороны на объекте  постоянно присутствует инженер по качеству. Ведется общий контроль и со стороны проектировщика.
По поводу внутреннего менеджмента качества – потенциальный субподрядчик  должен быть сертифицирован по системе ISO. 

Также большое требование предъявляется к организации системы  безопасности, как к собственной, так и на объекте.

Подготовила Юлия Соборницкая

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X