жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Укрепление позиций

Оценить перспективу

В дорожном строительстве применяются геотекстили разных типов – тканые и нетканые. У некоторых сильнее выражены механические характеристики, у других – фильтрующие способности. Кроме геотекстиля, широко используются георешетки – для армирования (укрепления) дорожного полотна и откосов. Применение георешеток дает значительную экономию строительных материалов, например, при армировании слоя щебня в дорожном «пироге» самого щебня требуется на 30–40% меньше.

– Несомненно, предприятия дорожной отрасли заинтересованы в применении современных материалов для увеличения надежности конструкций, – констатируют специалисты компании «Ареан-геосинтетикс». – Но геосинтетические материалы или другие эффективные технологии применяют, как правило, когда это ведет к получению внутренней выгоды компании.
То, что строить подпорные армогрунтовые стены дешевле, чем традиционные железобетонные, доказано практикой. Однако надо смотреть не только на стоимость строительства. Необходимо учитывать совокупные затраты, отнесенные на срок службы построенного сооружения. В некоторых случаях можно вести работы без применения геосинтетических материалов и затянуть их на 10 лет. В случаях строительства на слабых грунтах, выхода на эстакады отказ от этой технологии ведет еще и к колоссальным затратам. Практика уже доказала, что грамотное использование геосинтетики всегда окупается.

Геосинтетика – класс современных материалов, которые уже широко используются в дорожном комплексе не только за рубежом, но и в России. Например, простейший вид продукции – нетканая – в России используется более двадцати лет.
– Если говорить об армирующих геосинтетиках, то это, скорее, не инновационные, а не имеющие достаточно широкого распространения в России материалы, – отмечают в компании «Ареан-геосинтетикс». – В частности, в Санкт-Петербурге масштабное применение армирующей геосинтетики началось со строительства КАДа.

Именно тогда крупнейшие мировые производители обратили внимание на возможности российского рынка. Вслед за ними подтянулись и другие участники этого рынка. Появление же на рынке отечественных производителей геосинтетических материалов позволило дорожным строителям достигать значительной экономии средств при сохранении высокого качества и надежности сооружений. Однако хотя российские компании активно осваивают это направление, они еще во многом отстают от своих зарубежных коллег.

– За последние пять лет ничего на этом рынке не изменилось, – говорит президент Ассоциации производителей геосинтетических материалов Нина Тагайалиева.

Материальные нормы

В сегменте геосинтетических материалов присутствует и достаточно большое количество проблем, свойственных большей части рынка строительных материалов. В частности, по мнению начальника Управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства Владимира Попова, сегодня на рынке присутствует значительное количество низкосортной контрафактной продукции. И порой трудно разобраться, какие материалы можно применять в дорожном строительстве. Несформулированными остаются вопросы классификации, требований и методов испытаний геосинтетических материалов.

– Геосинтетические материалы могут по праву считаться передовыми, – говорит директор «Славрос Геосинтетика» Валерий Макаров. – Обобщив обширный опыт применения зарубежных и отечественных геосинтетических материалов, совместно с РосДорНии, СоюзДорНии, Научно-техническим центром геотехнологии, компанией «Славрос Геосинтетика» были разработаны рекомендации по применению полимерных материалов в дорожной одежде, которые нашли отражение в отраслевом дорожном методическом документе Росавтодора. Данный документ для проектных и дорожно-строительных организаций является одним из основных, так как он позволяет разрабатывать не только наиболее экономичные решения в области строительства автомобильных дорог, но и решить проблему повышения прочности, долговечности дорожных одежд и, как следствие, безопасности дорожного движения.

Мнение о том, что сегодня полномасштабному внедрению прогрессивных конструкций и технологий с применением ГМ препятствует отсутствие полноценной нормативно-технической базы, регламентирующей требования к производству и применению, высказывают многие участники рынка.
Выбор геосинтетических материалов для конкретных областей применения и объектов не всегда оптимален. А это в значительной мере связано с недостаточной оперативностью распространения информации о новых материалах и технических решениях с их применением. В частности, армирующие свойства и эффективность использования геосеток в значительной степени зависят от технологии их укладки и качества применяемых материалов армирования. Сетки из полимерных материалов (полипропилена, полиэстерного волокна) способствуют замедлению процесса образования трещин на асфальтобетонных покрытиях, вызванных динамическим воздействием транспортных средств и в меньшей степени – температурными деформациями. Укладка геосеток из полимерных материалов в асфальтобетонных слоях позволяет снизить интенсивность колееобразования на покрытиях. Стальные сетки хорошо перераспределяют напряжения при воздействии на покрытие динамических транспортных нагрузок. При армировании модуль упругости дорожной одежды увеличивается на 10–15%. Все это позволяет сделать вывод о том, что пересмотр перечня нормативных требований, предъявляемых к материалам для армирования конструкций дорожных одежд, остается актуальным.

Подготовила Славяна Румянцева

Мнение специалиста:

Олег КиселевОлег Киселев, технический директор фирмы «Ареан-геосинтетикс»:

– Сейчас принципиально новых разработок в области геосинтетических материалов трудно ожидать, так как основные сферы применения представлены существующими материалами или их комбинацией. Развитие идет в направлении повышения качества и рабочих характеристик существующих материалов. Возможно, появление принципиально новых технологий даст новые возможности и в расширении сферы применения.
Одна из наиболее перспективных технологий – армирующие георешетки и геоткани. Но они не освоены в достаточной степени. Их применение требует программных расчетов, методик, нормативных документов. А именно с их помощью можно влиять на конструктив дороги, сроки возведения, стоимость, чем не обладают нетканые материалы, выполняющие в основном функции
разделения слоев дорожных одежд и фильтрации.
Сейчас рынок нетканого геотекстиля российские производители покрывают почти полностью. А рынок армирующей геосинтетики еще не сформирован из-за отсутствия нормативной базы. И даже этот несформированный рынок отечественные производители пока обеспечить не могут в силу отсутствия достаточных мощностей и низкой конкурентоспособности с западными аналогами. Продукция серьезных (не безымянных) зарубежных производителей имеет все документально подтвержденные показатели, которые необходимо учитывать при ее применении. И опять возвращаемся к нормативной базе: российская продукция имеет только российские сертификаты соответствия с недостаточным набором параметров, что затрудняет, а порой и исключает ее
широкое применение.

А ведь попытки подкорректировать базу под применение геосинтетических материалов за последние 10 лет делались неоднократно. Работа свелась к тому, что
выпустили пару руководств, в которых даны только рекомендации по применению геосинтетических материалов, а реальных расчетных схем, методик, как это сделано в Германии, Великобритании, других странах, нет. У немцев все нормативные показатели для геосинтетических материалов сведены в инженерные нормы DIN (аналог ГОСТ). У нас по геосинтетике принят единственный ГОСТ, который уже устарел. Приняты ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» – отраслевые дорожные нормы, где геосинтетический материал учитывается при расчете на сдвиг, причем это может быть нетканый материал, георешетка, геоткань – результат вычислений от этого не меняется. По этой методике невозможно проводить расчет дорожных одежд с применением геосинтетических материалов с конкретными прочностными свойствами и иными характеристиками, определяющими их взаимодействие с грунтом. В такой ситуации проще всего было бы адаптировать западные нормы стран, близких по климатическим условиям к российским. Можно, конечно, разработать свои нормативы, но на это необходимы деньги, время и большие научные ресурсы.

Другие материалы по теме

X