жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Земли-призраки

Организаторами круглого стола выступили Институт по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» и Санкт-Петербургская общественная организация содействия сохранению окружающей природной среды и устойчивому развитию «КЕ Ассоциация».

В работе круглого стола приняли участие 38 представителей федеральных органов управления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. А также научных организаций, проектных, производственно-технических и инвестиционных предприятий, компаний и фирм, связанных с развитием искусственно созданных территорий.

Участники обменялись мнениями относительно правового режима искусственно созданных земельных участков на морских акваториях. А кроме того – по организационным и техническим вопросам изыскательских и проектных работ, связанных с искусственным образованием земельных участков на акваториях.

Обсуждались проблемы получения разрешительной документации на природопользование, ведения проектных и строительных работ, проведения кадастрового учета, регистрации объектов недвижимости, в связи с созданием искусственных земельных участков на морских акваториях.

Вот что отметил в своем докладе заместитель директора ФГУП НПП «Севморгео» Михаил ШАТКОВ:

– Вопросы законодательного регулирования использования, охраны и защиты береговой зоны морей Российской Федерации, в частности установления на федеральном уровне правового режима искусственных земельных участков, использования акватории морей для их создания, не решаются в течение нескольких десятилетий.

Сегодня в Российской Федерации накоплен значительный опыт научных разработок в рассматриваемой сфере, в том числе в области юридической науки. Однако имеющиеся научные разработки, а также кадровый потенциал петербургских специалистов в данной области практически не востребованы федеральными органами государственной власти.

Результат – не только отсутствие правового режима, но и замедленный приход инвесторов в проекты по созданию искусственных земельных участков.

Проблема правового режима искусственных земельных участков должна решаться комплексно, с учетом необходимых изменений в земельном, водном, гражданском законодательстве, законодательстве о внутренних морских водах и территориальном море, о морских портах в Российской Федерации.

Президент «КЕ Ассоциации» Антон ЩУКИН детализировал проблему:

– Сейчас созданию искусственных намывных участков в морской акватории уделяется огромное внимание. Это и работы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, и намывание больших территорий в Черном море.

Однако, с юридической точки зрения, подчас создаются «земли-призраки».

Дело в том, что искусственно созданные в морской акватории земельные участки де-юре не принадлежат территории субъектов РФ или муниципальных образований. Допустим, там ранее была акватория, которая регулировалась Водным кодексом РФ. Насыпали грунт, появилась суша, которая, в принципе, должна регулироваться уже Земельным кодексом. Однако сейчас сплошь и рядом случаются ситуации, когда грунт строители насыпают, а вот юридически из состава водного фонда эту территорию вывести забывают. Сегодня, в соответствии с Водным кодексом, принятым в 2006 году, граница береговой линии устанавливается органами государственной власти. Если мы создаем искусственный участок, то мы автоматически переносим береговую линию.

Если этот акт не согласовать на уровне Правительства РФ, намытая территория все равно остается в составе водного объекта, то есть становится «землей-призраком».

Сегодня не решены многие коллизии земельного, водного, градостроительного, гражданского законодательства Российской Федерации. Законодательства в сфере административно-территориального деления, безопасности гидротехнических сооружений, государственного и муниципального управления, а также международного морского права.

Участники круглого стола отметили, что создание искусственных земельных участков на водных объектах, в частности в пределах морских акваторий, – важный элемент градостроительной политики Российской Федерации. Это способ обеспечить эффективное использование пространств для целей социально-экономического развития, имеющий давнее и широкое применение.

По итогам дискуссии участники круглого стола решили обратиться через Морской совет при правительстве Санкт-Петербурга в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по морскому и речному транспорту, чтобы была создана Межведомственная рабочая группа по искусственным земельным участкам. Предполагается, что группа должна работать над устранением коллизий земельного, водного законодательства и законодательства о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации в части «определения территориальных подразделений различного уровня и их границ».

Не менее необходимо внести корректировки в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В частности, специальную главу «Территориальное планирование и градостроительное зонирование на федеральных морских территориях». А также ввести в Водный кодекс РФ определение нового титула договора водопользования – «договор использования акватории водных объектов для целей создания искусственных земельных участков».

В связи с подготовкой проекта Федерального закона «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» участники дискуссии также предложили Министерству регионального развития Российской Федерации провести в 2009 году в Санкт-Петербурге общественное обсуждение законопроекта с участием представителей министерств и ведомств, представителей Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга.

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ

Другие материалы по теме

X