жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Западный опыт и отечественные решения

Проанализировать подходы к дорожному строительству в России и за рубежом мы предложили профессору СПбГАСУ Б. Н. КАРПОВУ.

– Отечественный подход к дорожному строительству и проектированию автодорог правильным сегодня не назовешь, – говорит заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» СПбГАСУ профессор Борис Николаевич Карпов. – Мы неразумно экономим, применяя старые дорожные конструкции. И предпочитаем сиюминутную выгоду эффективности и безопасности использования будущей дороги. Компании автодорожной отрасли слабо заинтересованы во внедрении новых разработок, связка «наука и производство» не работает. Наконец, профессиональные и высококвалифицированные кадры в дорожном строительстве сегодня для России огромная проблема.

– Давайте подробнее. Почему качество российских дорог чаще всего оставляет желать лучшего?

– Как правило, мы используем старые типы конструкций с толстыми слоями асфальтобетона, со щебеночным несущим слоем. В итоге за счет износа поверхности дороги и за счет осадки слоев образуется колейность.

Щебень в основании обулыживается, и его структура под действием динамики постепенно расшатывается. Частицы вместо угловатых становятся круглыми, «садятся», деформируются – образуется колея.

На Западе эффективность будущей дороги в дорожном строительстве приоритетна. Поэтому там делают современные конструкции, которые изначально не дороже, но в несколько раз долговечнее, чем та, в основании которой устаревший тип несущего слоя.

У нас современные конструкции трудно входят в практику. Мы платим за строительство с многослойным асфальтобетонным покрытием, платим за почти ежегодный ремонт, периодически ликвидируя колейность. К тому же у нас в городе, да, наверное, и в стране, до сих пор даже летом ездят на шипованных шинах, увеличивая износ покрытия. В Европе, например, за это штрафуют, а у нас запретить это пока невозможно – нет закона.

– Европейские дороги отличаются от российских только своей конструкцией?

– В Европе, в той же Финляндии, грунты состоят из скальных пород, поэтому инженерно-геологические условия для строительства дорог там более благоприятны, чем, например, у нас в Петербурге. В Северо-Западном регионе очень слабые грунты, нередки плывуны, и потому на первом этапе строительства дороги нам надо делать нижние слои высокой несущей способности. А у нас зачастую пытаются укрепить дорогу через слои асфальтобетона, которые достигают толщины 20 см. Помимо того, что увеличивается колейность, это еще и очень дорого.

Еще один важный момент – мы намного хуже содержим свои дороги. Содержание дорог – это целый комплекс мер, который начинается с мониторинга. В этом случае мелкий ремонт при необходимости выполняется сразу же.

В Европе не только делают мощную конструкцию. Там следят, чтобы поверхность трассы была идеально ровная, так как ДТП начинается с банальной неровности. Поэтому верхний слой дороги там обновляют через 2–3 года. А общий срок службы европейской дороги без капитального ремонта в среднем составляет примерно около 12–15 лет.

Могу сказать, что при проектировании и строительстве дорог в Европе на первое место ставят безопасность и комфорт, нам тоже следует ориентироваться на это. Так, элементы теории риска разрушения конструкций уже входят в отечественную проектную и строительную практику.

– «Альбом типовых дорожных конструкций Санкт-Петербурга» утверждается правительством города и является для региона руководством к действию. Насколько действующий Альбом отвечает потребностям сегодняшнего дорожного строительства?

– Это сборник типовых конструкций, в которых расписаны все этапы строительства дорог по всем существующим категориям: от скоростной магистрали до внутриквартального проезда. Также в него входят стандарты качества дорожного строительства.

Он призван ориентировать бизнес на эффективные конструкции и технологии. А также – стать для проектировщиков и строителей инструментом, который позволяет принимать правильные решения и иметь под руками весь набор средств и методов для каждого объекта.

Однако у нас в городе сегодня действует альбом 1988 года. В идеале обновлять альбом надо каждые 5–7 лет.

– Какие современные конструкции могут предложить дорожникам российские ученые?

– На нашей кафедре разработана колееустойчивая конструкция с тонкими слоями асфальтобетона на фрагментированном несущем слое. На предложенном фрагментированном несущем слое рационально расположены разрезы. Эффективную эксплуатацию покрытия в этом случае обуславливает ряд показателей. В частности, это плотное прилегание (самонаведение) несущего слоя к нижнему основанию (улучшение степени контакта слоев) и, как следствие, повышение несущей способности и равномерности деформирования дорожной одежды.

Также снижаются величины отрицательных динамических характеристик, во-первых, за счет гашения динамики (демпфирования) на контактах рабочих элементов, во-вторых, за счет плотного их прилегания к нижнему слою. Усиливается сцепление между слоями дорожной одежды за счет рационального рустования несущего слоя, повышающего устойчивость и срок службы дорожной одежды.

Наконец, повышается трещиностойкость покрытия. Это происходит благодаря температурно-влажностному деформированию элементов несущего слоя только в границах заданных разрезов, а также – устойчивости рабочих элементов за счет рациональных размеров, форм элементов и рациональной жесткости связей между ними.

Фрагментированная конструкция разработана в сборном или монолитном варианте, она предпочтительна для дорог с тяжелым интенсивным движением.

Производство этой конструкции в достаточных для дорожного строительства объемах, возможно, обеспечит производственное объединение «Баррикада», в составе которого несколько заводов, производящих железобетон. Там заинтересовались нашими разработками и в перспективе планируют наладить выпуск бетонных плит для новой конструкции.

– Смогут ли российско-питерские дороги в ближайшем будущем приблизиться к дорогам европейского класса?

– Да, если этот бизнес будет ориентироваться на науку. Мы сейчас завершаем большой проект по разработке регламента и технологических карт по содержанию дорог. Именно в автодорожной промышленности важен комплексный подход к решению проблем.

Хорошие дороги город получит тогда, когда он, являясь заказчиком, научится диктовать свои требования компаниям-исполнителям. И без науки здесь не обойтись, в том числе – без опытного строительства, с проверкой предлагаемых решений. Прежде чем начинать строительство дороги с новой конструкцией, следует сделать опытный участок, обкатать его, посмотреть, как конструкция ведет себя под нагрузками. Если показала себя хорошо – можно запускать в реальное строительство.

Необходима также экспертиза проектов будущих дорог, проводить которую должны представители науки. В этом случае она будет независимой. И желательно, чтобы она стала коллегиальной. Сегодня же положение науки в нашей отрасли красноречиво отражает такой факт: в Северо-Западном регионе РФ диссертационный совет по дорожной специальности пока не открыт, и, чтобы защититься, нашим аспирантам приходится ехать, например, в Сибирь или в Москву.

– В чем вы видите резервы для дорожного строительства и улучшения качества дорог?

– Надо развивать производственную базу. Сейчас необходимы заводы, производящие качественные полуфабрикаты, в том числе – песчано-щебеночные или песчано-гравийно-щебеночные смеси оптимального состава. Использование готовых смесей позволило бы ускорить процесс строительства дороги и сделать его более качественным. Кстати, рынок готовых смесей сегодня имеет немало свободных ниш.

Надо внимательнее относиться к качеству материалов, например битума, который применяется для производства асфальтобетона. Битум должен быть однородный, соответствующий стандартам качества. У нас сейчас применяется битум из разных сортов нефти, поэтому качество покрытия часто получается невысоким.

И самое главное: нам всем, занятым в автодорожной отрасли, необходимо помнить, что дороги – это больше, чем просто бизнес. Это лицо города и страны и даже показатель культуры.

Юлия Соборницкая

Другие материалы по теме

X