жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

В России новых дорог строится в 3 раза меньше, чем надо

За последние пять лет общая протяженность дорог в России увеличилась на 125 тыс. км (т.е. на 14,6%). Но если в 2009 году порядка 40% автомобильных дорог федерального значения соответствовало нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, то по итогам 2011 г. доля таких дорог, по ожиданиям Росавтодора, составит всего 33%.

Ситуация в российском дорожном хозяйстве в последние годы только ухудшается, несмотря на положительные количественные приросты протяженности дорог, о которых ежегодно рапортует официальная статистика, а также постоянный рост финансирования, отмечается в исследовании ABARUS Market Research (www.abarus.ru)

 

Протяженность дорог федерального значения за последние пять лет мало изменилась, увеличившись всего лишь до 50 тыс.км с 47 тыс., зафиксированных в 2004-2006 гг.

Зато активно увеличивается доля дорог общего пользования – рост составил 36,5% за период с 2006 по 2010 год – с 581 тыс. км до 793 тыс. км. Но этот рост правильнее будет назвать фиктивным, поскольку километраж в основном растет не за счет нового строительства (в стране ежегодно строится не более 2,5-3 тыс. км дорог), а за счет перевода имеющихся дорог из одной официальной категории в другую. В данном случае новые дороги общего пользования регулярно «выкраиваются» из дорог необщего пользования, «необщность» которых в большинстве случаев трудно вписать в четкие критерии.

 

При этом содержание ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» обещает, что к 2015 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 27,18 тыс. км, то есть приблизится к 50% по сравнению с нынешними 33%. Как авторы программы собираются этого добиться, непонятно, ведь в последние 5 лет количественный прирост дорожного полотна в России пополняется за счет дорог низкого качества (говоря языком дорожников – не имеющих твердого покрытия). Если в 2002 году доля дорог без твердого покрытия составляла 8,8%, то в 2009 году – уже 18,4% (в совокупном объеме дорог общего пользования), то есть выросла более чем в два раза и составляет теперь почти 1/5 длины всех российских дорог.

 

В то же время грузовой автопарк за пять лет вырос более чем на 10%, а легковой – более чем на 30%. И потенциал российского автомобильного рынка позволит ему в ближайшие годы увеличиваться не менее активными темпами. А это значит, что нагрузка на дороги будет продолжать расти. Чтобы повысить качество наиболее активно эксплуатируемых дорог до приемлемого уровня, в России нужно ежегодно строить и реконструировать не менее 2,5 тыс. км дорог федерального значения, а не 0,8-1,2 тыс. км в год, как сейчас, то есть в 3 раза больше.

 

-Продолжает падать доля автомобильных дорог с твердым покрытием, а объемы строительства с 2008 года резко снизились», — подчеркивает директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. – Средняя цена сооружения километра автодороги в ближайшие годы может достичь $18 млн.

 

Сельские будни

Особенно удручающее состояние отмечается у сельских дорог. По словам руководителя Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Анатолия Чабунина, сельские дороги представляют один из важных слоев автодорожной инфраструктуры. «Такие дороги практически не имеют альтернативы. Это подъезды к нашим поселениям, которые осуществляют очень важную деятельность по производству продуктов питания», — говорит А.Чабунин.

 

Руководитель «Росавтодора» отметил, что около 27% населения России – жители сел и деревень. В сельской местности из-за бездорожья гибнет под колесами грузовиков до 15% сенокоса и 30% зерновых. В стране имеется 247 тыс. км дорог местного значения, и их состояние не удовлетворяет потребности экономики и населения.

 

Более 40% – это грунтовые дороги. Более 18,5 тыс. км, или 39% протяженности сельских дорог не отвечают нормативным требованиям.

-На самом деле у нас есть со статистикой расхождения, эта цифра гораздо больше. Мы знаем, что состояние сельских дорог гораздо более удручающее, — заявил А.Чабунин.

 

Напомним, что Правительством РФ было принято решение о создании Федерального дорожного фонда, в котором предусмотрены отдельные расходы на сельские дороги. В этом году выделено 5 млрд рублей, в следующем планируется выделить 6 млрд рублей, а в 2013 году – 7 млрд рублей.

Согласно федеральной целевой программе предусмотрено строительство дорог к 2300 населенным пунктам, в которых число жителей превышает 125 человек, а транспортный разрыв составляет до 5 км

 

Городская реальность

Однако, если верить цифрам,  ситуация с дорогами в городах немногим лучше. Так, по данным комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга (КТТП), сейчас в городе только 44% улично-дорожной сети находится в «удовлетворительном» состоянии, но к 2025 году хороших дорог должно стать не меньше 85%».

Этой цели предполагается достичь благодаря реализации Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года, которая была принята на заседании правительства города. Концепция включает создание выделенных полос для движения общественного транспорта, перехватывающих парковок, реконструкцию тротуаров, строительство пешеходных переходов, создание новых магистралей.

При этом сами дороги также должны стать значительно лучше, но реализация масштабных планов потребует от города значительных инвестиций на протяжении многих лет.

-Сейчас город тратит на развитие улично-дорожной сети около 15% бюджета. В мировой практике такие расходы выделяются только на поддержание магистралей в уже развитых городах. В мегаполисах, которые продолжают расти, к коим относится Петербург, отчисления на эту отрасль составляют не меньше 25%, — сообщил глава комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей.

Пока желаемое не совпадает в действительностью. Однако планы  развития транспортной сети Петербурга внушительны. Так, на предыдущем заседании правительства Петербурга чиновники рассмотрели отраслевую схему развития метрополитена до 2025 года  и схему развития наземного общественного транспорта.

В частности, программа развития автобусного и наземного электрического транспорта на 2011 — 2015 годы с перспективой до 2025 года предусматривает создание выделенных линий для трамваев и автобусов на Садовой ул., Загородном и Литейном проспектах, и запуск легкорельсов до Колпино, Пулково и Коломны.

 

Как известно, развитие транспортной которых открывает новые возможности жителям городов и всем участникам рынка. Например, как прогнозируют аналитики, ввод Орловского тоннеля, который свяжет центральную часть города (левый берег Невы) с его северо-восточными частями (правый берег), в перспективе существенно повысит рейтинг ряда жилых районов Санкт-Петербурга. А разница цен на жилье между правым и левым берегом, которая сейчас составляет более чем за 100 тыс. рублей за кв. м., станет менее заметной. Так что не исключено, что инвесторы, вкладывающие сейчас средства в строительство домов в Колпино, получат впоследствии неплохие дивиденды.

 подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X