Актуальное

Логистике нужна прозрачность бизнеса

Логистика управляет временем, а по сути, деньгами. Поэтому для строительного инвестиционного бизнеса логистическая система управления приобретает особое значение.

Николай Лобанов, ведущий эксперт по логистике «НТ-Консалтинг»Строительный комплекс – это многоотраслевая структура, объединяющая подрядные и специализированные организации, предприятия промышленности строительных материалов, транспорта, оптовой торговли, инженерной инфраструктуры и многие другие, обеспечивающие производственный цикл возведения строительных объектов.
Эффективность взаимодействия между всеми участниками строительного рынка во многом зависит от грамотного управления процессами материально-технического обеспечения строительного производства, технологической комплектации, производственного кооперирования.
О потенциале и особенностях логистических систем предприятий строительного комплекса рассказывает Николай Лобанов, ведущий эксперт по логистике «НТ-Консалтинг»:
– Современный строительный комплекс России сформировался в 1990-е гг. из государственной строительной отрасли. Тогда практически все строительные организации были акционированы и приобрели коммерческую независимость. Но полную независимость от государства строительные компании так и не получили. Например, ГК СУ-155, имеющая 50-летнюю историю, в 1991 г. стала самостоятельным юридическим лицом, но тесная связь с правительством Москвы и сейчас является мощным административным ресурсом компании.
Проблемы логистики и административного управления тесно связаны. Логистика управляет, координирует и оптимизирует все бизнес-процессы предприятия. Сильное «административное управление», оставшееся с былых времен, доминирует над слабыми ростками зарождающейся логистической системы.
Конечный результат организационно связывает строительные организации и производства, а также организации других отраслей в одно целое. Именно с точки зрения конечной продукции, которая должна соответствовать требованиям заданного качества и производиться с минимальными издержками, необходимо рассматривать комплексное управление в строительстве, в том числе управление логистикой.

– От чего зависит эффективность логистики в строительстве?
– Логистическая система управления эффективна только в прозрачном бизнесе. Строительный бизнес прозрачным не назовешь. Можно ли говорить об эффективной логистике, если так называемые «откаты», по данным открытых источников, оцениваются до 30%, получение разрешений на строительство – до 15%? Логистические издержки в такой ситуации не являются определяющими.
С другой стороны, доля материалов в себестоимости строительства составляет около 50%. Казалось бы, у логиста по закупкам есть возможность снизить затраты на материалы и на их доставку. Но на самом деле выбор не велик, так как действуют «старые проплаченные связи».
До 20% в себестоимости строительства приходится на зарплату. Этот ресурс снижения издержек активно используется путем найма дешевой иностранной рабочей силы. На деле это оборачивается снижением качества. В результате происходит перераспределение расходов. Это «путь в никуда», так как основной ресурс снижения затрат в строительстве – это повышение производительности труда, что достижимо только с квалифицированным персоналом, который не теряет в простоях до 20% времени.
В целом, при грамотной логистической системе в сфере транспорта, закупок, координации и планировании процессов можно неплохо экономить.

– Насколько принцип доставки «точно в срок» актуален и используем строительными предприятиями?
– Потери от брака и простоев составляют до 12–15 % от себестоимости, поэтому использование логистической технологии по принципу «точно в срок» при доставке материалов и оборудования является очень актуальным.
Строительство, как система, воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение стройки. Для того чтобы построить любые здания и сооружения, необходимы в нужном количестве строительные материалы, конструкции и изделия, сырье и технологическое оборудование, которые предусмотрены проектом на строительно-монтажные работы. Процесс организации строительного производства требует четкой поставки этих ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества. Опыт работы показывает, что для решения подобных задач может эффективно применяться логистика.
Но не следует преувеличивать значение логистической теории для сегодняшней стройки, так как основные простои возникают по причинам недофинансирования.
Инвестиционный строительный бизнес относится к рискованному. Логистика использует разные инструменты для компенсации этих рисков, например, страховые запасы материалов, но это в свою очередь повышает их себестоимость. Поэтому необходимо всё очень точно просчитывать и управлять процессами в режиме реального времени.
К сожалению, несмотря на актуальность точных поставок на строительные объекты, подрядные компании не спешат обзаводиться хорошим программным обеспечением, не хотят вкладываться в ИТ. Очевидно, руководство и владельцы строительных компаний считают, что административные ресурсы более эффективны, а делать систему управления предприятием «прозрачной» смертельно опасно для своего бизнеса.

– Из чего складываются логистические затраты в экономике строительной фирмы?
– Принято считать, что логистика управляет материальными, документарными и информационными потоками, но хотелось бы добавить важный для строительного инвестиционного бизнеса финансовый поток.
Из чего же складываются затраты в экономике строительной компании с точки зрения логиста? Как правило, это закупочные, складские и транспортные затраты – им уделяют основное внимание в департаментах логистики строительных компаний, если таковые есть.
Но есть не менее значимые «невидимые» логистические затраты в экономике строительных компаний. Документарные и информационные потоки находятся в глубокой тени.
Отсутствие автоматизированного управленческого учета в режиме реального времени делает строительный бизнес непрозрачным. Это приводит к огромным издержкам из-за неправильных, несвоевременно принятых управленческих решений, к большим трансакционным затратам при прохождении информации по сложной многоуровневой структуре строительной компании.
Отдельная тема – это финансовые потоки, которые также лежат в сфере логистического управления. Строительный бизнес является инвестиционным, следовательно, эффективность использования заемных средств является существенной составляющей экономики. Время – деньги. Логистика может эффективно управлять временем, а значит, и деньгами. Но логистов в эту сферу не допускают, к великому сожалению.

– Как добиться оптимизации бизнес-процессов и минимизации потерь в строительстве с помощью логистики?
– Оптимизация и минимизация потерь эффективна только «сверху вниз». До тех пор пока руководители дают указание экономистам и бухгалтерам, какую себестоимость они должны насчитать, чтобы оптимизировать налоги, пока бизнес непрозрачен и не автоматизирован, не стоит ждать эффективности в управлении затратами.
Чтобы управлять ими в экономике строительной компании, нужно четко определить каждый бизнес-процесс, каждую операцию и выстроить механизмы автоматического управления ими на основе объективных показателей эффективности. А чтобы при этом избежать «человеческого фактора», следует в логистическую систему встроить систему мотивации персонала всех уровней. Пока же автоматизация строительных компаний находится на уровне использования программ «1С» и «Смета.ру».

– Что требует современное и эффективное строительное предприятие от специалиста по логистике?
– Структура многих строительных компаний претерпела мало изменений. Если в них по веянию моды и создан департамент логистики, то он, по сути, является гибридом отдела материально-технического снабжения, транспортного отдела и склада.
От специалиста требуются только исполнительские и диспетчерские функции без какого-либо влияния на экономическую составляющую бизнес-процессов. Поэтому в вакансиях логистов требуется строительное, а не логистическое образование, знание СНиПов, а не основ логистики. Как правило, строительные компании выставляют вакансии: логист по снабжению и закупке, ПТО, складские работники, логист по организации транспорта, а это должности среднего исполнительского звена. Эффективной в строительном предприятии логистика будет только тогда, когда займет должный уровень в его структуре.

– Как вы оцениваете влияние кризиса на сферу логистики? Что можно посоветовать в этих условиях предприятиям строительного комплекса?
– Кризис «доверия», который начался с финансовой сферы, отразился на сфере логистики. «Мыльные пузыри» в логистике тоже начали лопаться, обнаружилось, что работать эффективно и качественно некому, квалифицированных специалистов по логистике можно по пальцам пересчитать, надежных логистических компаний – единицы.
В общем, кризис выявил истинное лицо и возможности компаний и работающих в них специалистов. Поэтому влияние кризиса можно оценить как положительное, очистительное и закаляющее.
Строительный бизнес испытал шок, а многие компании оказались на грани банкротства. Реагировали все примерно одинаково – вначале выжидали в стагнации, затем начали просить помощи у государства.
Сегодня каждая строительная компания выживает как может, используя все имеющиеся ресурсы, в том числе и административные.
Логистика и логистическое управление – это возможность и шанс для всех постараться сделать свой бизнес эффективным и менее затратным. Не повторяйте старых ошибок, не оставайтесь на допотопном технологическом и организационном уровне, используйте свой шанс и помните: кадры в логистике решают всё.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме