жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Экспертный максимум. О центре, качестве и СРО

исполнительный директор Центра качества строительства Анатолий Николаевич ЛЕТЧФОРДО принципах работы экспертной организации рассказывает исполнительный директор Центра качества строительства Анатолий Николаевич ЛЕТЧФОРД.

– Для чего создавался Центр качества строительства?

– Общероссийский общественный фонд «Центр качества строительства» основан в 1996 г. по инициативе Главной инспекции Госархстройнадзора Госстроя РФ. Петербургское отделение Общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» создано 5 мая 1997 г. для содействия компаниям строительного комплекса в повышении уровня качества и организации строительства. Отделения Общероссийского общественного фонда работают более чем в двадцати субъектах Российской Федерации.

С 1998 г. совместно с «Союзпетростроем» отделение Фонда принимает участие в организации и проведении Всероссийских конференций по качеству строительства, которые проходят в рамках Европейской недели качества. Там обсуждаются вопросы организации строительства, внедрения передовых технологий, материалов, изделий и конструкций. А также – взаимодействие с органами исполнительной власти, контроля и надзора в строительстве. На конференции, которая состоялась в ноябре 2009 г. – во Всемирный день качества, обсуждались актуальные вопросы перехода на саморегулирование.

– Каковы основные виды деятельности отделения Фонда?

– Во-первых, это технический надзор (строительный контроль) за качеством СМР, который проводится на основании договоров с организациями строительного комплекса и физическими лицами. При его проведении осуществляется проверка соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации. Проверяется также качество и объем выполненных работ.

Во-вторых, это обследование строительных конструкций зданий и сооружений для определения категории технического состояния отдельных конструкций и здания в целом. Одновременно вырабатываются рекомендации и проектные решения по усилению дефектных конструкций. Выполняется контроль прочности строительных конструкций и материалов неразрушающими методами контроля, ведутся поверочные расчеты.

Отделение Фонда оснащено полевой лабораторной базой для проведения обследований. Если необходимы специальные обследования, для их проведения привлекаются специализированные испытательные центры. Мы имеем все необходимые свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

С 1998 г. отделение занимается обучением, профессиональной аттестацией и повышением квалификации специалистов по контролю за качеством строительства в СЗФО. В 1998–2003 гг. отделение Фонда являлось уполномоченной организацией Госстроя России по обучению и профессиональной аттестации работников Госархстройнадзора.

Орган по сертификации ЦКС осуществляет сертификацию продукции, систем менеджмента качества, работ и услуг в строительстве. Это делается на основании аттестата аккредитации, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

У нас имеется сертифицированная система менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Орган по сертификации практически первым в городе начал оказывать консультационные услуги строительным компаниям по разработке и внедрению систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО. Он укомплектован высококвалифицированными специалистами с сертификатами компетентности эксперта.

– Кто основные заказчики вашего Центра?

– Строительные компании, заказчики-застройщики, физические и юридические лица, органы исполнительной власти. В последнее время наиболее востребованной становится деятельность по проведению строительно-технических экспертиз по определениям арбитражного суда и судов общей юрисдикции.

Многолетние партнерские отношения связывают нас со многими заказчиками. Например, с ОАО «Большой Гостиный Двор», табачной фабрикой RJ «Petro», на объектах которых Центр качества строительства проводит технический надзор в течение более десяти лет.

Работы по техническому надзору, обследованиям строительных конструкций, проектированию, проверке качества СМР осуществляются на территории Петербурга и Ленобласти. Обучение и профессиональная аттестация ведется на всей территории СЗФО. Эксперты органа по сертификации ЦКС проводят инспекционный контроль за соответствием стройматериалов, изделий и конструкций, выпускаемых в России, а также во многих зарубежных странах.

– Изменилось ли качество строительства в период экономического кризиса?

– В крупных строительных компаниях, имеющих в штате эффективно работающие службы контроля за качеством строительства, все работы соответствуют установленным требованиям, и качество поддерживается на высоком уровне. Хуже обстоят дела в небольших строительных компаниях. Они не могут позволить себе содержать службы контроля качества и заниматься вопросами обучения и повышения квалификации персонала.

Можно сказать, что в период экономического кризиса произошло значительное снижение объемов работ в строительстве, но снижения уровня качества работ не произошло.

Ограниченность в денежных средствах, а также снижение спроса на продукцию строительного комплекса заставляет заказчиков более требовательно подходить к контролю качества выполненных работ.

– Как повлияет на качество строительства переход отрасли на саморегулирование?

– СРО предоставлены большие права в вопросах установления требований к выдаче свидетельств о допуске, количеству и квалификации персонала, внутренних правил и стандартов, установления размеров вступительных и регулярных взносов. Но на стадии становления некоторые СРО становятся на путь недобросовестной конкуренции, чтобы увеличить количество своих членов, а значит, увеличить поступление денежных средств.

Пытаясь вовлечь в свой состав производителей строительных материалов, изделий и конструкций, отдельные СРО вводят их в заблуждение, утверждая, что выдача свидетельства о допуске отменяет сертификацию выпускаемой продукции. Это является грубейшим нарушением положения Федерального закона «О техническом регулировании», который определяет порядок проведения сертификации продукции, работ и услуг в строительстве.

Оказывает негативное влияние отсутствие единой для страны формы свидетельства о допуске, единого подхода к количеству и квалификации специалистов, необходимых для выдачи свидетельства о допуске, рекомендаций по созданию единых правил и стандартов для всех СРО.

Созданные сейчас Национальное объединение строителей и Национальное объединение проектировщиков должны в ближайшее время найти решения для многих вопросов, возникающих в переходе на саморегулирование строительной отрасли России.

Беседовал Валентин Воронов

колонка юриста

Николай Вильчур,

управляющий партнер ООО «Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры»

Инвестиционно-строительный комплекс постепенно переходит на саморегулирование. К сожалению, не все проходит гладко.

Например, дискуссия относительно приказа Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 не только не стихает, но и набирает новую силу.

Напомним, что этот приказ существенно сокращает перечень работ, для осуществления которых требуется получение допуска в СРО.

Первоначальный текст приказа противоречил Градостроительному кодексу РФ и был отклонен Минюстом. В настоящее время он доработан и повторно направлен на регистрацию в Министерство юстиции.

Однако проблемы, связанные с его изданием, все равно сохраняются.

Во-первых, неясно, что должны делать организации, уже вступившие в СРО, но не выполняющие работы, определенные новым перечнем? Членство в СРО перестает быть обязательным для них, однако уплаченные взносы, в том числе взнос в компенсационный фонд, им возвращен не будет.

Во-вторых, не определен порядок перехода с первоначального перечня на новый. Требуется ли подача новых документов или замена свидетельств будет производиться автоматически?

Наконец, в-третьих, остается главный вопрос, насколько в целом обосновано сокращение практически вдвое перечня работ, оказывающих влияние на безопасность строительных объектов? Чем же тогда был обусловлен первоначальный перечень?

Осложняется ситуация тем, что большинство указанных вопросов должно решаться на уровне федерального законодательства, а не на уровне приказов Минрегиона. Однако и там все неспокойно.

В этот же самый момент в Государственную Думу вносится проект Федерального закона № 332166-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Этот законопроект устанавливает для генпроектировщиков и генподрядчиков резкое повышение размера компенсационного фонда. Так, для генподрядчиков в области строительства он должен составлять 3 миллиона рублей к середине 2011 года и пять миллионов рублей – к середине 2013 г.

Дополнительно предлагается исключить возможность снижения размер взноса в компенсационный фонд за счет страхования гражданской ответственности. Соответственно, размер взноса в компенсационный фонд составит для изыскателей и проектировщиков 500 тысяч рублей, для строителей – 1 млн рублей.

Скорее всего, что данный проект не получит одобрения.

Однако сам факт внесения его на рассмотрение показывает, что эксперименты в области регулирования строительной отрасли еще далеки от завершения.

Другие материалы по теме

X