жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Строительной отрасли необходимо жесткое регулирование

Техрегламент «О безопасности зданий и сооружений» – один из первых законодательных актов в строительной отрасли за семилетний период действия Федерального закона «О техническом регулировании». Следствием его внедрения стало закрепление за рядом нормативных документов статуса национальных стандартов.

Наряду с техническим регламентом «О безопасности задний и сооружений» в силу вступили национальные стандарты, обязательные к исполнению, – 91 нормативный документ (СНиПы и ГОСТы). До конца года планируется общими усилиями актуализировать часть этих документов. Остальные действующие нормативные документы сохраняют статус добровольного применения с 2003 года, когда вступил в силу Закон «О техническом регулировании».

Актуализация национальных стандартов – шаг нужный и важный, хотя с этим немного опоздали, полагает Сергей Фролов, технический директор НП «Строители Петербурга», руководитель Управления саморегулирования ССОО, к. т. н., академик ВАНКБ.

Сергей Фролов.jpg– Как вы считаете, Сергей Тимофеевич, почувствовал ли строительный комплекс введение нового техрегламента? Какие изменения в этой связи произошли на уровне СРО?

– Технический регламент «О безопасности задний и сооружений», результат длительных разработок различных ведомств, вступил в действие 30 июня 2010 года. Закон устанавливает основные требования по механической, пожарной, техногенной, природной безопасности. Особое внимание уделяется безопасным условиям проживания, воздействию зданий на окружающую среду, на энергоэффективность, на адаптацию здания к людям с ограниченными возможностями передвижения.

По наполнению новый технический регламент – это основной закон, конституция. В нем прописано, что строить надо хорошо и правильно, безопасно, энергоэффективно. Но если строитель и так знает, что надо строить хорошо, то он будет это делать. Поэтому рядовой строитель никаких изменений после введения технического регламента не ощутил. Для него есть проектная и сметная документация, СНиПы, ГОСТы, по которым он продолжает работать.

Что касается саморегулируемых строительных организаций, то в связи с вступлением в силу Федерального закона 240-ФЗ они получили право (но не обязанность!) контролировать исполнение строительными организациями требований технического регламента. Каким образом они будут это осуществлять, остается открытым вопросом, процедура еще не отработана.

– Как сегодня разрешается противоречие между обязательным выполнением положений регламента и рекомендательным статусом стандартов СНиП, СанПиН и ГОСТ?

 – Законом «О техническом регулировании» установлено, что перед введением в действие техрегламентов Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил. Их выполнение на добровольной основе является подтверждением выполнения требований технических регламентов.

Другими словами, если речь идет о безопасной строительной конструкции, то в СНиПах и ГОСТах уже содержатся параметры надежности, устойчивости, расчета и т. д. Если их выполнять, то можно быть уверенным в том, что конструкция не упадет.

Но рекомендательный, добровольный характер исполнения нормативов – это цивилизованное понятие. Оно означает, что проектировщик может брать документы из национального перечня, может использовать стандарты других стран, может сам полностью произвести расчеты для конкретного здания, если докажет, что требования безопасности при этом будут выполнены. Но наши юристы понимают добровольность слишком условно: нормативы можно выполнять или не выполнять.

Практика добровольного исполнения принята в Европе. Ее нормативную основу составляют строительная директива 89/106 ЕЕС, перечень национальных стандартов и еврокодов. Строитель сам выбирает, какими нормативными документами он пользуется.

Но есть и другие примеры. Во Франции насчитывается около 200 нормативных документов в строительстве, из которых порядка 30 носят обязательный характер. Тем не менее страна присоединилась к европейской директиве и работает на рынке ЕС.

В России своим Распоряжением от 21 июня 2010 г. № 1047р Правительство также установило перечень национальных стандартов и сводов правил в количестве 91 документа (8 ГОСТов и СНиПы), выполнение которых должно быть обязательным. Остальные нормативы вошли в  утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06 2010 г. № 2079 перечень документов по стандартизации, исполняемых на добровольной основе.

По сути это обычная европейская практика создания перечня стандартов, содержащих необходимые для обеспечения безопасности показатели. Но в Европе действует ссылочный механизм, а в технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» он не введен.

– В регламенте прописаны только самые общие положения по безопасности зданий и сооружений.

В то же время в регионах действуют документы, разработанные на региональном уровне.

Нет ли здесь противоречий?


– Противоречий в этом никаких нет. Санкт-Петербург не исключение, мы тоже разрабатываем свои региональные нормы и правила строительства. Учесть все местные особенности на федеральном уровне невозможно, а региональные нормативные документы принимают во внимание климатические и географические особенности, например, характерные для нашего города слабые грунты. Но показатели нормативов не должны быть ниже установленных на федеральном уровне критериев. Сегодня региональные документы приняты как обязательные к исполнению для СРО. Эти документы нужны в основном проектировщикам – именно они используют их при составлении проектно-сметной документации.

– Согласно регламенту, к июлю 2012 года должны быть актуализированы СНиПы, признаваемые в соответствии с ФЗ сводами правил. Как и кем сегодня формируются эти нормативные документы?

– Вопрос о сводах правил сегодня носит дискуссионный характер. Хотя технический регламент упоминает и своды правил, и СНиПы, и ГОСТы, ни в постановлениях Правительства, ни в постановлениях Министерства регионального развития не обозначено равенство между сводами правил и СНиПами. Сейчас предпринимаются попытки в очередной раз доказать, что СНиПы надо признавать сводами правил, но окончательной ясности нет.

Неясно также, какие структуры будут актуализировать эти нормативные документы. В советские времена вся работа по стандартизации была сосредоточена в Госстандарте. Его председатель имел статус члена правительства, а сам орган обладал законодательными функциями. Сейчас Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с административной реформой оказывает услуги по стандартизации, но не имеет законодательных полномочий.

Это неправильно, и мы на всех совещаниях доказываем, что такой законодательный орган по стандартизации надо возрождать. Необходимо принять закон о стандартизации, действие которого было прекращено в связи с введением закона о техническом регулировании.

Сегодня работой над нормативными документами в строительной отрасли занимается Технический комитет 465 Ростехрегулирования, но сил у него явно недостаточно. Раньше в Госстандарте, в головных отраслевых институтах, в базовых организациях на предприятиях этими вопросами занималась большая группа специалистов. Сегодня профессионалов в этой сфере становится все меньше, подготовка новых специалистов недостаточна, финансирование мизерное.

Например, Германия ежегодно тратит около 700 млн евро на стандартизацию. Наши затраты не превышают 8–10 млн евро в год. Отсюда и низкие темпы обновления нормативной документации – около 1,5 тыс. документов в год, а надо 5 тыс.

– Какими органами отслеживается обязательное выполнение положений регламента и добровольное соответствие требованиям стандартов на разных стадиях строительства? Где проходят разграничения между полномочиями Госстройнадзора и СРО?

– И введение саморегулирования в строительстве, и принятие закона о техническом регулировании – это практическая попытка реализации «Нового подхода» экономических рыночных отношений между государством и бизнесом, принятая в странах Евросоюза. Государство берет на себя контроль за исполнением требований безопасности, а бизнес контролирует вопросы цены и качества. Здесь нет дублирования функций – государство осуществляет надзор согласно федеральному законодательству, а СРО контролирует своих членов в рамках, предоставленных им законом, а также руководствуясь внутренними решениями. Другое дело, что сегодня саморегулируемым организациям также предоставлена возможность проверки соответствия требованиям технического регламента. Выработать процедуры таких проверок – одно из направлений нашей работы.

– Примерно год назад вы упоминали, что реформирование системы техрегулирования в строительной отрасли проходит при отсутствии субъектов, принимающих на себя ответственность за разработку нормативных технических документов. Нет и единого органа, ответственного за систему техрегулирования в целом. Изменилась ли ситуация сегодня?

– Кроме того, я говорил, что нет тех, кто рвется добровольно исполнять нормативные требования. Поэтому нормативные документы должны быть введены законодательно, как это сделано Постановлением 1047р в отношении ряда СНиПов и ГОСТов. Боюсь, что российский менталитет пока требует жесткого, законодательно закрепленного регулирования отрасли.

Что касается ответственности за реформирование в сфере технического регулирования, то пока не будет создан орган – аналог Госстандарта, не будет и единого субъекта, который занимался бы всеми вопросами введения техрегламентов.

Сейчас техническим регулированием занимается Ростехрегулирование, Минпромторг, Минрегион, Национальное объединение строителей, Ассоциация строителей России, Торгово-промышленная палата РФ, Союз промышленников и предпринимателей… Специалисты разбросаны по разным ведомствам, им трудно работать вместе над одними задачами, в одном направлении.

В Госстандарте же был принят определенный порядок рассмотрения предложений – по ним составлялась сводка отзывов, которая рассылалась на рассмотрение всем заинтересованным сторонам. Потом проводилось согласительное совещание, на нем принималось единое для всех решение.

Вот сейчас идет дискуссия о том, каким образом выполнить положение закона о введении в действие зарубежных норм (еврокодов). Есть указание Правительства РФ Минрегиону, чтобы разработать программу введения еврокодов в качестве национальных стандартов. Но это большая комплексная работа! Десять еврокодов включают огромное количество нормативных документов. В Евросоюзе планировали проделать такую же работу к 2012 году, но из-за большого объема ее продлили до 2015. Просто перевести и применить еврокоды у нас не получится – каждый документ не только содержит  большой объем материалов, но и работает в определенной правовой среде. Чтобы гармонизировать еврокоды с нашими стандартами, надо принимать во внимание местные законодательства, географию, климат, менталитет.

Это большая программа не на один год, она должна быть разработана, утверждена, иметь определенное финансирование, чтобы перевести еврокоды и вступить в одно нормативное поле со странами ЕС, чтобы Россия смогла интегрироваться в мировую экономику.

Беседовала Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X