Актуальное

Отделать по максимуму

Применение высокотехнологичного оборудования позволяет ускорить процесс устройства промышленных полов в 6 раз. На этой работе применяется до 40 единиц различной техники.
Из них наиболее известными являются бетоноотделочные машины, ведь в последние годы к промышленным полам предъявляются всё более высокие требования.

Основным оборудованием, которое применяют в своей практике строители, специализирующиеся на устройстве полов, по праву считаются лопастные затирочные машины. От качества этой техники и навыков работы с ней зависит внешний вид и свойства поверхности, а все дефекты отделки проявляются незамедлительно. Бетонная поверхность, обработанная такой машиной, уплотняется, становится гладкой и ровной.
Заглаживающие машины ведущих мировых производителей отвечают всем требованиям, которые предъявляют специалисты к оборудованию – высокая надежность и повышенная износостойкость всех узлов и агрегатов, долговечность, относительная простота в обслуживании и эксплуатации.

Заглаживающая техника подразделяется на два типа – однороторные и двухроторные, каждый из которых представлен широким спектром оборудования.
Рабочий диаметр лопастей универсальных однороторных машин может составлять 60 см – в таком случае они применяются в труднодоступных местах и при небольших объемах работ. Как отмечают специалисты компании «Комфорт-Строй», заглаживающие машины с рабочим диаметром лопастей 90 и 120 см предназначены для затирки бетонного пола на средних площадях. При больших объемах работ (свыше 500 кв. метров) применяют высокопроизводительную двухроторную технику. При этом машины сверхбольшого класса пока в России используются крайне редко, поскольку российские производители промышленных полов только приступают к ее освоению.

«Двойная» работа

Рынок двухроторных бетоноотделочных машин можно условно разделить на четыре сегмента: оборудование производства США (Multiquip/Whiteman, Allen Engineering и др.), Канады (Bartell/Terex и др.), европейских компаний (Tremix, Dynapac, Kreber и др.) и выпущенное в странах СНГ, Турции и Азии.
В наибольшей степени реалиям российского рынка с технической точки зрения, по мнению директора компании «Материалы и оборудование» Дмитрия Позднеева, отвечает оборудование, выпущенное в США. При его производстве практически не используются пластмассовые детали, все узлы и агрегаты (элементы передач, рычаги и рукоятки управления и т.п.) выполнены массивно и с большим запасом прочности. С учетом невысокой производственной культуры наших строителей это важный фактор безотказной эксплуатации. Кроме того, благодаря выгодному курсовому положению американского доллара по отношению к европейским валютам, производители США могут предложить более выгодные цены, если сравнивать машины с примерно одинаковыми техническими характеристиками и комплектациями.
Двухроторные бетоноотделочные машины европейских марок имеют на российском рынке несомненный авторитет. Однако оборудование, выполненное исходя из европейских представлений о культуре производства, часто не выдерживает «нежных» рук российских строителей. Кроме того, высокий обменный курс евро приводит к тому, что оборудование западных стран оказывается дороже сопоставимого американского.
Наиболее существенными характеристиками двухроторных машин являются мощность двигателя, тип привода (механический или гидравлический), количество лопастей на каждом роторе и их максимальная частота вращения.

– При выборе оборудования, – говорит Дмитрий Позднеев, – особое внимание необходимо обращать на тип привода. По российской традиции выдавать желаемое за действительное часто гидравлическими у нас называют бетоноотделочные машины с гидравлическим приводом узла управления движением (джойстиками). Однако данный узел представляет собой аналог гидроусилителя руля в автомобиле, тогда как гидравлический привод – это принципиально иной способ передачи энергии от двигателя к роторам, т. е. трансмиссия. Наиболее уязвимыми местами двухроторных бетоноотделочных машин являются редукторы и ведомая часть узла привода. С увеличением размеров и веса машин нагрузка на эти узлы резко возрастает и при массе свыше 600–700 кг вероятность возникновения в них систематических неисправностей становится слишком высокой.
Именно по этой причине мощные бетоноотделочные машины снабжаются независимыми гидромоторами, непосредственно приводящими в движение роторы без каких-либо механических элементов передач. По этой же причине установка гидравлического привода на оборудовании для бетонных работ малого класса считается абсолютно нецелесообразной, т. к. в этом случае усложнение (и удорожание) оборудования существенно не сказывается на его надежности.

Еще один существенный момент касается мощности двигателя. Экономические соображения вынуждают производителей выпускать, а дилеров завозить двухроторные бетоноотделочные машины среднего класса с маломощными двигателями. С ценовой точки зрения такие машины, безусловно, привлекательны. Однако снижение мощности двигателя неизбежно приводит к снижению производительности и эффективности отделки полов, надежности самой машины. В результате, надеясь получить от машины 2х1200 мм существенно большую отдачу, чем от машины 2х900 мм, подрядчик получает прямо противоположный результат.
Оптимальным является диапазон мощностей 20–25 л.с. для машин 2х900 мм, 30–35 л.с. для машин 2х1200 мм с механическим приводом, 40–45 л.с. для машин 2х1200 мм с гидравлическим приводом; 55 л.с. и более для машин 2х1500 мм. Наиболее универсальный диапазон максимальных частот вращения роторов для машин с механическим приводом без вариатора – 130–150 об./мин. Некоторые машины с вариатором и гидравлическим приводом позволяют работать даже на 10 об./мин, а некоторые – «разгоняться» до 180 об./мин.

И один в поле воин

Рынок однороторных заглаживающих машин очень широк. Помимо американских, канадских, европейских и российских торговых марок, на нем представлена продукция производителей Израиля, Украины, Беларуси и других стран. Однороторная бетоноотделочная техника несоизмеримо проще своих двухроторных «собратьев», а ее техническое обслуживание не вызывает больших сложностей даже у неспециалистов. Соответственно, один из главных критериев – надежность – достигается гораздо большим числом производителей.
Зачастую потребителями однороторных машин являются небольшие строительные подразделения производственных компаний, выполняющие бетонные полы для собственных нужд. Парк бетоноотделочной техники при этом обычно ограничивается одной-двумя однороторными машинами. Таким покупателям нет смысла углубляться в особенности модельных рядов. Им достаточно сопоставить имеющуюся техническую и ценовую информацию и выбрать оптимальный для себя вариант.
В качестве наиболее существенных характеристик однороторных бетоноотделочных машин Дмитрий Позднеев отмечает мощность двигателя (4–5 л.с. для 600 мм, 8–9 л.с. для 900 мм и 11–13 л.с. для 1200 мм) и максимальную частоту вращения ротора (около 110–130 об./мин для машин универсального назначения). Кроме того, к принципиально важным конструктивным элементам машин малого класса относится наличие вращающегося защитного кольца, позволяющего обрабатывать бетонные полы вплотную к стенам, колоннам и фундаментам.

Такие несомненные удобства, как вариатор, гидравлический привод узла управления движением, электромеханический, электрогидравлический и/или синхронизированный привод механизма изменения угла наклона лопастей, относятся не к функциональным особенностям модельного ряда, а, скорее, к комплектации бетоноотделочных машин различными производителями.

Принцип выбора

Среди строителей существуют разные мнения относительно комплектации парка оборудования для бетонных работ. Одни предпочитают иметь бетоноотделочные машины различных производителей, получая от каждого из них то лучшее, что он может предложить. Другие ориентируются на ценовую политику поставщиков в момент покупки и выбирают среди похожих по техническим характеристикам машин самую дешевую. Третьи стремятся полностью укомплектовываться оборудованием одной торговой марки.
Плюсами последнего варианта являются унифицированный перечень взаимозаменяемых расходных материалов и запасных частей, единая база для технического обслуживания и ремонта техники и специальные нестандартные условия продаж, которые предоставляют поставщики своим постоянным партнерам.

Стоимость однороторной машины европейского производства начинается в пределах 100 тыс. рублей, выпущенной в Канаде или США – 85–90 тыс. рублей. Турецкое оборудование почти на треть дешевле – 50–60 тыс. рублей. Еще меньше стоит белорусское – около 30 тыс. рублей. И самой дешевой традиционно является китайская техника – ее можно приобрести немногим больше 20 тысяч.
Двухроторные машины высокой производительности обойдутся значительно дороже. Стоимость техники, выпущенной в США, Канаде или Европе, в зависимости от модели, мощности и комплектации варьируется в пределах от 400 тыс. рублей до миллиона.

Помимо основных технических характеристик при сравнении стоимостных характеристик машин необходимо сопоставить, какую комплектацию подразумевает «прайсовая» цена того или иного оборудования для бетонных работ. Часто бывает, что бетоноотделочная машина, изначально выглядящая существенно дешевле своего конкурента, после того как будет укомплектована аналогично, может оказаться дороже.
Так, например, стоимость двухроторной машины турецкой компании OSCAR LR 900×2 составляет около 270 тыс. руб., а расходы на комплектующие (заглаживающие диски, затирочные ножи, аккумуляторную батарею, транспортные колеса) – еще 30–40 тыс. рублей. Таким образом, итоговая цифра превышает 300 тыс. рублей.

Можно сэкономить, взяв оборудование в аренду. Так, например, согласно прайс-листу компании «Рамирент», пользоваться двухроторной машиной Dynapac BG 70 мощностью 20 л.с. можно месяц за 99 тыс. рублей (без НДС) или сутки – за 4,5 тыс. рублей. Комплект ножей (8 шт.) или дисков (2 шт.) в сутки обойдется в 1,4 тыс. рублей.
Аренда более скромного оборудования – бетоновыравнивающей электрической Tremix G-Combi (380В) – обойдется в 1475 рублей в сутки, а за эксплуатацию лопастей этой машины придется заплатить 826 рублей за 24 часа.

Славяна Румянцева

Другие материалы по теме