жк днепропетровская 37 квартиры 4.4

ГУПам отвели год на ликвидацию

Государственные унитарные предприятия мешают созданию конкурентной среды и, как следствие, — развитию экономики. К такому выводу власти страны пришли в конце прошлого года под давлением Федеральной антимонопольной службы. ГУПы в ЖКХ, перевозках и дорожном строительстве должны исчезнуть к началу 2020 года.

Фото: СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Правительство РФ разработало законопроект, а депутаты Госдумы приняли его под занавес весенней сессии. Суть этого документа в том, что на конкурентных рынках ГУПов быть не должно. Они могут оставаться только в тех сферах, где без них невозможно исполнять государственные функции, то есть, в исключительных случаях. Закон предусматривает запрет на создание новых муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий (МУПов и ГУПов) прежде всего в жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности, в сфере тепло- и водоснабжения, в транспортной отрасли, в первую очередь, в пассажирских перевозках, а также – в дорожном строительстве и в общепите. А ныне действующие в этих отраслях унитарные предприятия должны быть преобразованы в казенные в течение полутора лет, к началу 2020 года. Главная цель столь кардинальных изменений в том, чтобы в случае банкротства долги неэффективных компаний не ложились тяжким бременем на бюджеты муниципалитетов, субъектов и федеральный бюджет.

Смольный держится за ГУПы

По последним данным, в Петербурге при правительстве действуют 43 ГУПа, 373 государственных учреждения и 1 акционерное общество, а при каждом муниципальном образовании, как минимум, одно унитарное предприятие. И главная беда этих компаний в низкой эффективности. В конце августа в ходе нулевых чтений в Законодательном собрании председателю Комитета по тарифам Дмитрию Коптину пришлось отвечать на весьма нелицеприятные вопросы депутатов о судебной тяжбе с ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», требующей компенсировать недополученную прибыль из бюджета города в сумме 30 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что чиновники в настоящее время пытаются договориться с частной компанией на сокращение суммы компенсации до 10 млрд руб. и рассрочке выплат.

А на вопрос, откуда взялась подобная сумма, пояснил, что себестоимость выработки гигакалории в ГУП «ТЭК СПб» выше, чем в «Теплосети», поэтому город выделяет ГУПу субсидий значительно больше, чем частной компании, покрывая разницу в тарифе. Иными словами, тариф для ГУПа должен быть в 2 раза выше, чем действующий в городе тариф на теплоснабжение. Но если пойти по этому пути, можно вызвать недовольство жителей многоквартирных домов из зоны снабжения ГУПа, а это больше половины города. Иными словами, чиновники предпочитают содержать неэффективный, но управляемый ГУП за счет бюджета.

«Теплосеть» считает такое положение дел несправедливым и требует либо увеличения тарифа, либо соответствующей компенсации. По мнению частной компании, все поставщики тепла должны быть в равных условиях. Если заглянуть в годовой отчет этих двух компаний за 2017 год, то можно увидеть следующее: «Теплосеть СПб» отчиталась о выручке в 8,5 млрд руб., а ГУП «ТЭК СПб» — 29,5 млрд руб. При этом себестоимость продукции в первой компании составляет 7,4 млрд, а у второй – 34,3 млрд руб. Получается, что ГУП отработал себе в убыток. Но чистая прибыль у «Теплосети» 80 млн, а у «ТЭК СПб» — 273,5 млн руб. Прибыль реальная, как пояснили в пресс-службе компании. Город выделил ГУП «ТЭК СПб» субсидию в объеме 8 млрд руб., на покрытие разницы между себестоимостью вырабатываемого тепла и тарифом, который установлен ниже себестоимости, чтобы не вызвать социальной напряженности среди горожан.

По цифрам видно, что эффективность госпредприятия существенно ниже коммерческой компании. Если добавить сюда цифры по производительности труда (по стране в целом, выработка ГУПов и МУПов на человека в год составляет 972 тыс. руб., а в а в среднем по стране — 4,4 млн руб.), то становится ясным, почему федеральные власти все же решили избавиться от ГУПов и МУПов в краткосрочной перспективе.

Госзакупки – самая коррупционная схема

Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин, выступая на ПМЭФ-2018, назвал госзакупки не только болевой точкой российской экономики, но и самой сложной и коррупционной схемой. ГУПы предоставляют ярчайший пример неэффективного расходования бюджетных средств. Многочисленные скандалы с госзакупками Смольного, который предпочитает заключать контракты с единственным поставщиком – собственным учреждением свидетельствуют в пользу кудринской цитаты. Впрочем, наряду с закупкой у единственного поставщика, есть и второй вариант – требования к участникам конкурса составляются таким образом, что победить в нем способна только одна компания – все тот же ГУП или ГУ. Больше всего контрактов с единственным поставщиком заключил ГУП «Ленсвет», но самыми богатыми в итоге таких контрактов оказались ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (свыше1,5 млрд руб.), ГУП «АТП «Смольнинское» (460 млн руб.) и «Ленгипроинжпроект» (404 млн руб.).

Подобное положение не могло понравиться Федеральной антимонопольной службе, которая, в конце концов, обвинила Смольный в нарушении закона о конкуренции. В прошлом году УФАС по Санкт-Петербургу вынесла предписание губернатору Георгию Полтавченко с требованием изменить закон «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга», исключив из него пункт 7.1, позволяющий ГУПам и городским учреждениям заключать договоры на исключительных основаниях. Медлительная реакция власти на это предписание вынудила антимонополистов обратиться в суд. Год судебных разбирательств вплоть до высшей инстанции, которая и приняла сторону ФАС, привел к тому, что закон изменили, но, видимо, в порядке компенсации, разрешили ГУПам проводить закупки по 223-фз, как коммерческим компаниям.

ГУПы против конкуренции

Между тем, Смольный продолжает нарушать закон о конкуренции и, вопреки требованиям федерального законодательства, создал еще одного монопольного монстра – оператора по работе с бытовыми отходами – МПБО-2 получит контракт стоимостью 10-млрд рублей. Отметим, ранее данный рынок до сих пор считался в Петербурге конкурентным. С большой долей вероятности, МПБО-2 будет вынуждено привлекать подрядчиков из числа частных компаний. И здесь вполне на руку сыграет 223-фз, позволяющий использовать не только критерий минимальной цены, но и иные критерии, в частности, обеспеченность материально-техническими и трудовыми ресурсами, что дает широкие возможности для разработки нужных требований под свои компании. Глава УФАС Вадим Владимиров, правда, пообещал внимательно изучать правила игры, разработанные для конкурсов ГУПами и МУПами, и не допускать конкурсы вне конкуренции. Но опыт судебной тяжбы по городскому закону, тянувшийся больше года, говорит, что за это время сторонники монополизма вполне успеют провести конкурсы по установленным ими правилам.

Впрочем, пока такие конкурсы можно проводить только на внебюджетные средства, но городские чиновники продолжают убеждать вышестоящие органы власти в необходимости перехода ГУПов на 223-фз и в части бюджетных средств. Или включить любимые смольнинские ГУПы, среди которых АТП «Смольнинское», Комбинат общественного питания «Смольнинский», «Информационно-аналитический центр», «ТЭК СПб», «Водоканал СПб», «Метрополитен», «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс», в перечень предприятий, имеющих «исключительное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства».

Впрочем, есть среди чиновников и те, кто считает, что от ГУПов следует избавляться: из-за низкой производительности труда они тянут экономику назад и слишком дорого обходятся бюджету. В числе сторонников Федеральной Антимонопольной службы председатель Комитета по государственному заказу Дмитрий Сачков. Он считает, что пришло время расставаться с ГУПами. «Правда, по его словам, процесс это непростой. «Чтобы провести акционирование ГУПов, — говорит он, — требуется провести масштабную работу по оформлению имущества. Тем не менее, избавляться от ГУПов будем».

Что касается бизнеса, то он неохотно идет на откровения. К примеру, в компании «ПитерАвто» сказали, что законопроект о защите конкуренции, который и устанавливает запрет на ГУПы и МУПы, не имеет к ним никакого отношения. Вот если бы в 44-фз и 223-фз вписать строку о равноправии всех участников рынка, включая ГУПы и МУПы, тогда была бы реальная конкуренция. А без этого у государственных предприятий значительное преимущество. Что касается теплоснабжения, то, как пояснили в одной из теплоснабжающих организаций, город распределен на несколько зон, которые не пересекаются между собой. К примеру, «Петербургтеплоэнерго» работает в Петроградском и Петродворцовом районах, ГУП «ТЭК СПб – на северо-востоке, а «Теплосеть» – на юго-западе города. Есть несколько небольших компаний, которые работают на смежных территориях с ГУПом и вынуждены устанавливать повышенные тарифы, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, но с ними сейчас разбирается УФАС. Возможно, им придется работать по единому городскому тарифу себе в убыток, так как субсидий им город выплачивать не имеет права.

В заключение следует отметить, что Смольный – не единственный сторонник ГУПов. В августе суд Ленинградской области начал рассмотрение дела о признании недействующим регионального закона о ГУПах. Закон Ленинградской области от 01.08.2017 № 59-оз «О полномочиях государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области по выполнению работ и оказанию услуг», как считают местное управление ФАС и прокуратура, устанавливает исключительные полномочия для ГУП «Автобаза Правительства Ленинградской области», «Столовая «Суворовская», «Недвижимость» и ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница», что недопустимо. Несмотря на предупреждение, Законодательное собрание области, уполномоченные по защите прав предпринимателей и ребенка, а также избирательня комиссия в начале текущего года успели заключить контракты с единственным поставщиком ГУП «Автобаза Правительства Ленинградской области» на оказание транспортных услуг на общую сумму 212,65 млн руб.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X