жк днепропетровская 37 квартиры

Коммуналки отказались расселяться

Программа по расселению коммунальных квартир – одна из наиболее актуальных для Санкт-Петербурга, имеющего репутацию «столицы коммуналок». При этом пробуксовка с ее реализацией очевидна даже для неспециалистов.

1,5 млрд руб. составило бюджетное финансирование целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» в 2008 году.

Было запланировано улучшить жилищные условия 5144 семьям, из них 3712 – за счет инвесторов.

2215 квартир были предназначены к расселению в течение года. К началу ноября было расселено порядка 1000 квартир.

Вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор ООО «Агентство недвижимости Невский простор» Александр Менделевич ГиновкерО причинах столь скромных итогов рассуждает вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор ООО «Агентство недвижимости «Невский простор» Александр Менделевич ГИНОВКЕР.

– Что мешает реализации программы в Санкт-Петербурге?

– Прошел целый год с момента принятия Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». Однако вопреки ожиданиям закон не заработал в полную силу, и участники наталкиваются на множество проблем.

С одной стороны, это связано с тем, что большинство привлекательных с инвестиционной точки зрения квартир уже давно расселено. На рынке жилья невелико и предложение отдельных квартир, куда можно было бы расселять людей.

С другой стороны, реализация программы задерживается из-за социально-психологических факторов. В частности, из-за отсутствия и неизвестного местопребывания лиц, зарегистрированных в квартире, соседей, которые умышленно затягивают процедуру отказа от преимущественного права покупки и т. п. Риелторы сталкиваются с необоснованно завышенными требованиями к предоставляемому при расселении жилью.

– Рыночными методами такие ситуации не отрегулировать.

– Безусловно, человеческий фактор нельзя не учитывать в таком сложном процессе, как расселение. Но перечисленные проблемы ставят реализацию программы под сомнение. Действительно, что делать с квартирой, в которой пять семей согласны освободить свои жилые помещения и уехать из квартиры по программе, например, в другой район, а одна старушка отказывается покинуть свое помещение вообще когда-либо? Или как расселить квартиру, в которой все согласны разъехаться, но инвестора, заинтересованного в данной квартире, нет и не предвидится? На этот счет не стоит обманываться – таких квартир в городе очень много.

– Правовое поле достаточно разработано для подобных программ?

– Необходимо изменение законодательной базы.

Надо, во-первых, упростить процедуру отказа сособственников от преимущественного права покупки.

Во-вторых, упростить технически грамотную перепланировку квартир. Это позволит из одной крупногабаритной расселяемой квартиры делать несколько малогабаритных, но отдельных квартир.

В последнем случае изменения должны затронуть, в частности, Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». А также санитарные нормы, правила и ГОСТы, которые не позволяют объединять жилые и вспомогательные помещения в квартире, что усложняет дробление расселяемых квартир.

Возможность объединить кухню и жилую комнату в однокомнатной квартире, например, позволило бы сделать несколько квартир-студий из расселяемой квартиры.

Это могло бы снять многие проблемы. Так, человек, не желающий переезжать, остался бы на прежнем месте. Инвестору не пришлось бы тратить время на поиски квартиры для его выселения. Число потенциальных инвесторов увеличилось бы за счет появления тех, кто заинтересован в меньшей площади, чем площадь расселяемой квартиры.

Петербургский двор-колодец– Есть ли другие меры, которые могли бы ускорить данный процесс?

– Для успешной реализации данной программы необходимо активное участие государства. Причем не только на законодательном уровне, но и в решении практических задач.

Толчком может стать предоставление государственных субсидий для проведения перепланировок, связанных с расселением. И не жильцам, а инвестору. Государство может обеспечить содействие инвестору в проведении и согласовании таких перепланировок. Оно может обеспечить снятие очередников с очереди на улучшение жилищных условий, даже если площадь предоставляемых им квартир-студий, выделенных из бывшей коммуналки, окажется несколько меньше положенной.

– Можете ли вы оценить перспективы программы в ближайшее время?

– Существующая практика показывает, что из 100 квартир, потенциально годных к расселению, 90 расселены не будут. Люди, проживающие в них, не готовы к расселению либо вообще категорически против него. Жизнь показывает, что людям это не нужно. Тогда кому нужно?

Как правило, люди, проживающие в коммунальных квартирах, редко всерьез участвуют в содержании своего жилья. Они почти не несут бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества. Через 5–10 лет часть жилого фонда, занятая коммунальными квартирами, придет в негодность. Жилье станет ветхим и аварийным. Восстановление ляжет на плечи государства. Об этом государство должно задуматься уже сегодня, в том числе приложив максимум усилий для того, чтобы программа расселения заработала. Например, увеличив долю своего участия в ней – финансового и организационно-правового.

По оценке экспертов, есть и другие законодательные провалы.

Например, квартиры, в которые расселяют жителей коммуналок, должны иметь степень готовности не ниже 70% и обязательно строиться по договору долевого участия. Таких предложений на первичном рынке сейчас очень мало. Те же, которые есть, совсем не рассчитаны на участие в городских программах.

Другим не менее серьезным препятствием в процессе расселения крупногабаритных коммуналок является порядок налогообложения. В соответствии с ним агентство недвижимости имеет все шансы заплатить налог дважды – при продаже большой коммуналки и покупке нескольких малогабаритных квартир. Сегодня для участников рынка намного проще и рентабельнее построить «первичку», чем биться за право расселить коммуналку. Но такая ситуация не может продолжаться вечно – времени на реализацию программы осталось не так много.

Алексей Стригин

56 500 семей должны улучшить жилищные условия в соответствии с целевой программой «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» до 2011 года.

Из них 40 500 семей являются городскими очередниками.

18 833 квартиры должны быть расселены в течение всего срока действия программы.

Другие материалы по теме

X