жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

За дверью подъезда

Четыре года назад была утверждена Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004–2010 гг. Осенью 2007 года Комиссия по изучению хода реализации реформы ЖКХ в Петербурге под председательством профессора ИНЖЭКОНа В. С. Чекалина изучила и проанализировала материалы, связанные с реформированием отрасли.

Одно из направлений концепции – повышение эффективности управления.

Сегодня услуги по управлению и эксплуатации жилищного фонда города оказывают 46 ОАО «Жилкомсервис» и 70 частных организаций.

Как показал мониторинг, по состоянию на 1.09.2007 г. более чем 8300 многоквартирных домов, это 57% от общей площади жилищного фонда города, определились со способом управления. 3120 домов объединились в ТСЖ, собственники 3475 домов отдали предпочтение системе управления посредством управляющей организации.

По мнению специалистов, ликвидация монополии государственных жилищно-эксплуатационных организаций является несомненным достижением.

Но остаются и проблемы, в том числе из-за отсутствия ряда нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.

Речь идет, к примеру, о статусе управляющих компаний в жилищной сфере, о страховании рисков в сфере содержания и ремонта жилья. В городе на законодательном уровне не решены вопросы организации и финансирования капитального ремонта, в том числе привлечения инвестиций.

Кроме того, жилищные агентства не передали действующим управляющим компаниям в жилищной сфере ряд важных функций по обеспечению их эффективной деятельности. Такие как заключение договоров с энергосберегающими организациями, вопросы начисления платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Контракты на право управления и обеспечения технической эксплуатации общего имущества многоквартирных домов (МД) Петербурга заключаются только на один календарный год, что не стимулирует возможности привлечения инвестиций. Не создана также эффективная система управления обращением с твердыми бытовыми отходами.

Члены комиссии отметили, что с формированием рыночных отношений в жилищной сфере наметилась тенденция к объединению управляющих организаций. Два года назад создана Ассоциация «Жилищный комплекс», призванная консолидировать предприятия ЖКХ города для построения саморегулирования в отрасли. Также объединяются ТСЖ, ЖСК, ЖК, существует Ассоциация объединений собственников жилья.

В отношении домов, в которых не выбран способ управления, город самостоятельно проводит конкурсы по выбору управляющих и эксплуатационных компаний. Условием победы в конкурсе является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МД или установка там узлов учета энергоресурсов.

Победители конкурсов обязались за счет собственных средств выполнить работы по ремонту жилищного фонда на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Таким образом, были привлечены значительные внебюджетные средства. Однако работы по капитальному ремонту, выполняемые за счет привлеченных средств, не включаются в общие адресные программы. И контроль за их выполнением не налажен. Поэтому оценить эффективность использования дополнительных средств не представляется возможным.

Требуется концепция капремонта

Важным направлением реформирования ЖКХ является улучшение технического состояния объектов недвижимости.

Члены комиссии отметили значительный рост расходов бюджета на капитальный ремонт.

С 2004 года финансирование этого направления было увеличено с 2,1 млрд до 11,5 млрд рублей в 2007 году, то есть в 5,5 раза. Но фактические работы по капремонту по основным элементам многоквартирного дома в натуральных показателях пока не превышают нормативных требований по периодичности и по объему. Это не позволяет добиться улучшения технического состояния жилищного фонда города.

Специалисты считают, что для достижения этих целей и эффективного использования как бюджетных, так и внебюджетных средств необходимо разработать и утвердить концепцию капитального ремонта жилищного фонда, определить политические и технические цели, индикаторы изменения технического состояния МД. А также создать современную систему мониторинга технического состояния домов всех форм собственности.

Экономия и тарифы

Серьезной проблемой для ЖКХ остается тема энергосбережения.

В жилищном фонде проведена инвентаризация тепловых вводов в жилые здания, чтобы определить необходимое количество узлов учета расхода тепловой энергии.

Потребность в установке составляет 15 657 узлов учета. К началу 2007 года было установлено 2174 узла.

Расчеты за водопотребление производятся в 80% домов в соответствии с показаниями приборов учета. В 20% домов – по средним показателям или по нормативу (что связано с отсутствием приборов учета).

Кроме того, в жилых и нежилых зданиях находится 15 124 электросчетчика, что составляет 68% от потребности. Около 78% от общего количества счетчиков являются двухтарифными, что весьма выгодно для потребителей. В домах, где электросчетчики отсутствуют, оплата за электроэнергию осуществляется по средним показателям или по договорной мощности.

Это, как правило, приводит к увеличению стоимости услуг. Поэтому одним из главных направлений в работе по энергосбережению сегодня является установление приборного учета.

Важным направлением реформы ЖКХ является совершенствование тарифной политики. В целях сокращения дотационности отрасли поэтапно, начиная с 2004 года, происходил переход к ценам, обеспечивающим полное возмещение затрат на содержание и ремонт общего имущества МД, который завершился в августе 2006 года. При этом в системе ЖКХ действует система льгот и субсидий. Льготы имеют около

1 млн петербуржцев, а с учетом членов их семей мерами социальной поддержки пользуются порядка 40% населения города.

Укрепляется платежная дисциплина граждан, средний процент поступлений более 99%.

Направления жилищной политики

29 мая 2007 года правительство Петербурга утвердило Концепцию государственной жилищной политики на 2007–2011 годы. Документ предусматривает:

· расселение аварийного и ветхого жилищного фонда;

· повышение эффективности действующих целевых программ («Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002–2012 годы», «Молодежи – доступное жилье»);

· разработка новых целевых программ («Расселение коммунальных квартир», «Жилищные сертификаты Санкт-Петербурга»);

· решение проблем граждан, проживающих в общежитиях;

· реновация кварталов застройки первых массовых серий.

Эти мероприятия потребуют порядка 157 млн рублей бюджетных средств, а также привлечения внебюджетных источников.

Подготовила Наталья Дмитриева

(В материале использованы результаты проверки хода реализации реформы ЖКХ Санкт-Петербурга)

Другие материалы по теме

X