жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

ЖКХ нужны профессионалы

Разговор за круглым столом ведут специалисты:

Директор

ЗАО «ПРЭО «Сети и системы»

Виталий Млынчик

Директор

Жилкомсервиса № 2 Фрунзенского района

Кондратий Евсеев

Директор

Жилкомсервиса № 4 Приморского района

Владимир Стрелец

– Как бы вы охарактеризовали ситуацию с обслуживанием коммерческой недвижимости?

Виталий Млынчик:

– На мой взгляд, это очень перспективное, развивающееся направление. В Петербурге идет активное строительство бизнес-центров, торговых комплексов и другой коммерческой недвижимости. Еще 2 года назад владельцы предпочитали создавать под каждый такой проект собственную обслуживающую организацию: нанимали электрика, сантехника, дворника.

Сегодня тенденция изменилась. Пришло понимание того, что содержанием, обслуживанием зданий должны заниматься профессионалы, имеющие необходимые знания, опыт, определенную материально-техническую базу.

Если совсем недавно на тендерах решающую роль играла цена вопроса, то теперь смотрят и на ресурсы компании, ее репутацию, срок работы на рынке. К тому же существуют объекты повышенного класса опасности, к примеру автозаправочные комплексы, на которых должны работать специалисты, прошедшие специальное обучение.

Однако необходимо признать, что компаний, способных взять на обслуживание сразу несколько крупных объектов коммерческой недвижимости, пока еще очень мало. На пустом месте они возникнуть не могут, т. к. для их создания необходимы серьезные капиталовложения.

Не случайно на рынке жилищно-коммунальных услуг постепенно происходит специализация: появляются клининговые компании, компании по обслуживанию инженерных сетей.

В них занимаются подготовкой специалистов, повышением их квалификации, отработкой профессиональных навыков.

– Существуют ли проблемы во взаимоотношениях обслуживающих компаний и арендаторов (собственников) нежилых помещений, коммерческой недвижимости?

Кондратий Евсеев:

– Проблемы, конечно же, существуют, далеко не все арендаторы или собственники согласны вкладывать деньги в ремонт и содержание наружных инженерных сетей. Они считают, что обязаны оплачивать только те услуги, которые мы оказываем, находясь непосредственно на территории здания.

Нередко приходится выполнять работы в буквальном смысле бесплатно, вернее, за счет Жилкомсервиса.

К примеру, у нас на территории расположена частная поликлиника, которая частично оказывает услуги социального характера (забор крови и т. д.). Там сгорел распределительный щит. Мы получаем указание от администрации района провести ремонт электрооборудования. Руководство поликлиники, ссылаясь на свою социальную значимость, платить за это отказывается, а то, что сотрудник Жилкомсервиса затрачивает на эту работу время, свой труд, никем не принимается во внимание.

Конечно, в том случае, если речь идет о помещениях, которые арендуются в жилых домах, дело обстоит проще. Там средства на ремонтные и профилактические работы, содержание общего имущества, прилегающей территории отчисляются в виде квартплаты или арендной платы.

Владимир Стрелец:

– Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как несанкционированные перепланировки помещений, устройство перегородок, закрывающих доступ к распределительным щитам. Самовольное изменение проектов, подключение дополнительного инженерного оборудования – все это может повлечь за собой возникновение непредвиденных, аварийных ситуаций, пагубно сказаться на состоянии всего здания.

Мы же не имеем права самостоятельно ликвидировать вновь установленные узлы учета, заменить пластиковые трубы, инженерные системы. Все должно решаться в законном порядке. Поэтому приходится обращаться в КУГИ, и уже специалисты этого ведомства решают вопрос о продлении или прекращении договора аренды, применении штрафных санкций.

Однако на все эти «бумажные» войны уходит время. Его мы с большей пользой потратили бы на исполнение своих прямых обязанностей по обслуживанию зданий.

Кроме того, нередки ситуации, когда вывоз мусора осуществляется по изначально заниженным объемам.

Нам предоставляются договоры с коммерческими организациями, которые якобы должны вывозить основную часть мусора арендаторов. Однако на деле никто этим не занимается. Эта проблема автоматически перекладывается на плечи Жилкомсервиса, и платить за вывоз приходится из общего бюджета дома.

Между тем арендаторы-коммерсанты стараются сполна использовать возможности здания. Зачастую устанавливаются рекламные щиты без согласования с соответствующими органами. Бывает, что реклама создает помехи и неудобства жильцам дома, а урегулировать эти вопросы приходится нам.

– Все ли компании способны работать в данном сегменте рынка?

Виталий Млынчик:

– Я еще раз повторюсь, наступает время профессионалов. Заключив договор на обслуживание со специализированной компанией, арендатор или владелец недвижимости сразу снимает с себя целый груз проблем. Ему нет необходимости следить за состоянием инженерных систем и коммуникаций, проводить их профилактику, решать вопросы возникающих аварийных ситуаций.

Он лишь оценивает качество услуг, предоставляемых по договору, и решает вопрос о дальнейшей его пролонгации. Да и проще иметь дело с юридическим лицом, а не с каждым электриком в отдельности.

Но здесь возникает вопрос повышения качества наших услуг. Есть примеры откровенно недобросовестной, непрофессиональной работы коммунальщиков.

И, как мне кажется, помочь защитить потребителя должны саморегулируемые организации. Особенно это актуально в связи с отменой лицензирования.

Именно СРО должны брать на себя ответственность за деятельность своих членов. Тогда с рынка уйдут доморощенные компании. Европейский опыт свидетельствует о перспективности такого пути. Уже несколько десятилетий там успешно работает так называемая «шведская модель» (аналог наших СРО). Отрадно, что и снизу, и сверху есть понимание этого вопроса. Началась взаимная работа по реализации идей СРО. В стадии разработки находится нормативная база.

Кондратий Евсеев:

– Я убежден, что нельзя нормально работать, не имея производственной базы. Частным организациям в этом отношении приходится сложнее. Они зачастую выходят на рынок, не имея ни производственных помещений, ни техники, ни, что уж там говорить, опыта. Хорошо, если такая компания выигрывает тендер на управление целым кварталом. Тогда, по крайней мере, она получает в наследство производственные помещения. Но если это всего лишь единичные дома в разных районах города, то каким образом, к примеру, будет осуществляться аварийное обслуживание? Наша производственная база расположена здесь же, на территории района, аварийная служба находится в непосредственной близости от всех обслуживаемых зданий.

Мы имеем возможность оперативно реагировать на нештатные ситуации, а также своевременно проводить обследование домов, выявлять проблемные участки и ликвидировать возникающие дефекты.

Несмотря на кажущуюся простоту, жилищно-коммунальный бизнес не прощает дилетантства. Необходимо знать все нюансы содержания недвижимости, уметь грамотно распоряжаться денежными средствами, быть юридически подкованным.

Елена Рачкова

Похожие сообщения

X