жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Муниципальное сообщество и городское хозяйство

– Всеволод Федорович, каковы роль и функции муниципальной власти в Санкт-Петербурге? И каковы ваши отношения с исполнительной властью?

– У муниципальных советов Петербурга есть несколько важных сфер ответственности: благоустройство, опека и попечительство, работа с подростками – военно-патриотическое воспитание молодежи.

Очевидно, что государственная власть должна заниматься крупными проектами – транспортом, инженерным обеспечением территорий, строительством жилья, социальной защитой населения. А вот местные вопросы: благоустройство дворов и внутриквартальных проездов, строительство спортивных, детских и контейнерных площадок, учет зеленых насаждений и озеленение территорий – мы можем осуществлять самостоятельно.

В следующем году в порядке эксперимента некоторым муниципальным округам будут переданы дополнительные функции. Такие как содержание парков, садов, скверов и других зеленых зон или косметический ремонт подъездов жилых домов. Мы надеемся, что эксперимент будет удачным и со временем такие дополнительные полномочия получат все муниципалитеты города.

А в целом в отношениях между государственной и муниципальной властью действует диалектический принцип «единства и борьбы противоположностей».

– Имеют ли сейчас муниципалитеты влияние на принятие решений в сфере строительства?

– Да, я обратил внимание, что название вашего журнала начинается со слова «строительство». Местное самоуправление – это та ветвь власти, которая оказывает наименьшее влияние на данный процесс. Мы участвуем в обсуждении проекта Генплана, в зонировании территорий, в проведении общественных слушаний, при подготовке отдельного объекта можем провести опрос общественного мнения.

Хотя в некоторых случаях, когда перед принятием решения учитывается общественное мнение, роль местного самоуправления может быть и доминирующей. Потому что мы работаем в тесном контакте с жителями и непосредственно участвуем в формировании общественных настроений.

За семь лет работы главой муниципального образования мне встречались проекты, которые после общения с потенциальными инвесторами-застройщиками были абсолютно понятными – и по развитию территории, и по решению социальных проблем. Но жители смотрели на них поверхностно – с точки зрения ухудшения вида из своего окна или использования привычного пространства для выгула собаки.

Люди с отсутствием или недостатком воображения видят смысл жизни в борьбе со всем новым.

Я не говорю сейчас о проектах, которые действительно нарушают права и затрагивают интересы жителей – такие тоже появляются, но чаще всего отклоняются еще на стадии изысканий. Но иногда при подготовке абсолютно законных и обоснованных проектов протест сплоченной группы в количестве 20 человек является препятствием для их реализации. Инвестор может понимать весь алгоритм действий по согласованию и утверждению проекта. Но что делать с заведенной группой, на которую аргументы, логика, прогнозирование не действуют?

Как я уже сказал, органы местного самоуправления каждый день «на земле» работают с гражданами и способны доказывать, убеждать и объяснять.

Вот вам конкретный пример – строительство супермаркета «Карусель» на Ключевой улице в нашем округе. Сколько было разговоров, протестов, скандалов, гневных писем. Мы рассказали обо всех преимуществах проекта. Доказали, что помимо посещаемого магазина район получит от инвестора и новую станцию скорой помощи, которую не могли построить многие годы. И люди успокоились.

Вряд ли даже крупная инвестиционная компания может позволить себе провести мониторинг всех городских территорий и выявить характер ожиданий их жителей.

А мы можем эмпирическим путем, как говорит наш губернатор, «не из окна автомобиля, а пройдя территорию своими ногами», уверенно сказать, что и где нужно. Где разместить мойки для машин, где – магазины, где – новые детские садики, игровые и спортивные площадки. Органы местного самоуправления могут дать вполне развернутую характеристику территории, ее статус, перспективы развития. И это объяснимо, ведь депутат муниципального совета – самый близкий к жителям представитель власти.

– Каковы полномочия местного самоуправления в регулировании планировки, застройки и содержания территорий?

– Если проводятся изыскательские работы или проектируется какой-то объект, ничто не мешает нам, как органу власти, запросить пакет документов, регламентирующий этот процесс. И отреагировать в соответствии с интересами жителей.

Для этого у нас существует тесная взаимосвязь с органами исполнительной власти на местах, с районными администрациями – необходимую информацию мы можем получить оперативно и из первых рук.

В вопросах ЖКХ мы хоть и не отвечаем за эту сферу, внимательно наблюдаем за состоянием кровель, подвалов, чердаков. И вносим предложения в городские и районные программы ремонта – обычно ходатайство муниципального совета имеет значительный «вес» при принятии решений. Также «влезаем» в формирование районами адресных программ по ремонту подъездов, лифтового оборудования, стояков и так далее.

Тезис, которым руководствуюсь лично я: на каждый вложенный рубль число почувствовавших улучшения людей должно быть максимальным.

– Расскажите об источниках доходов муниципальных бюджетов.

– Местные бюджеты принимаются представительным органом власти – Муниципальным советом на один год, мы самостоятельны в формировании муниципального бюджета. В Москве и Санкт-Петербурге, как в городах федерального значения, есть особенности формирования муниципальных бюджетов. Если в других регионах источники доходов определяются федеральным законодателем, то у нас этим правом наделен город. И наши доходы в основном складываются из двух бюджетообразующих налогов – так называемых «упрощенки» и «вмененки». Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы бизнес, находящийся на упрощенной системе налогообложения, развивался и получал поддержку.

Но тут есть свой нюанс: чем больше налогов приходит в городской бюджет, тем больший процент комитет финансов оставляет в ведении города. И заинтересованность муниципалитетов в развитии бизнеса сходит на нет – зачем «ломать копья», если потом все равно все заберут?..

Губернатор приводит в город стратегических инвесторов, таких как «Дженерал моторс», «Ниссан» или «Тойота», это дает дополнительные налоги, с помощью которых реализуются городские программы. А у нас – на уровне малого бизнеса – таких возможностей нет. Мы не можем увеличить доходы своего бюджета выше утвержденных нормативов.

На мой взгляд, все это тормозит развитие муниципальных округов.

Деньги, собранные с территории, должны на ней оставаться и работать на эту территорию. В этом вопросе нас пока не слышат.

– Почему совокупный бюджет муниципальных образований Санкт-Петербурга в 2007 году оказался меньше бюджета 2006 года?

– Сработал механизм выравнивания бюджета. Богатые стали победнее – бедные побогаче.

Но бюджет-2008 для нас показателен, поскольку заметно уменьшается число дефицитных округов – из 111 их остается только 31. Такого баланса никогда не было, и по этому критерию можно говорить о положительной динамике.

4 млрд 250 млн руб. составит, по прогнозам, консолидированный бюджет муниципальных округов в 2008 году.

Он будет состоять из собственных доходов, целевых субвенций на исполнение государственных полномочий, таких как опека и попечительство (порядка 700 млн руб.), субсидий на конкретные проекты (около 300 млн руб.) и дотаций на выравнивание бюджетов.

– Сейчас много разговоров о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Есть ли примеры муниципально-частного партнерства?

– Крупных стратегических объектов, естественно, нет. Но муниципально-частное партнерство должно развиваться, местное сообщество в этом заинтересовано.

Вот пример совместного с городом крупного проекта. На нашей территории есть печально известные «сороковые корпуса» по Кондратьевскому проспекту. До 2003 года мы несколько раз пытались дать импульс решению этой проблемы, обращали на нее внимание городской администрации – ведь около 3 тысяч человек до сих пор живут в этих домах в буквальном смысле в нечеловеческих условиях.

В последние годы мы были услышаны и поддержаны главой района и губернатором, сейчас готовится проект по расселению «корпусов». И мы всячески поддерживаем инвесторов, которые заявили о своем участии – просто берем документы и вместе с ними идем по инстанциям, потому что эту проблему нужно решать. Проект очень дорогой, но через несколько лет мы получим хороший квартал новой застройки между проспектами Полюстровским и Маршала Блюхера, с хорошей инфраструктурой, с детским садом, с магазинами – и сюда переедут жители расселенных «сороковых корпусов».

На мой взгляд, государственно-частное партнерство с участием муниципальных органов власти имеет наибольшие перспективы развития в пригородных муниципальных образованиях. Таких как Павловск, Пушкин, Кронштадт, Зеленогорск, Сестрорецк, Петродворец, Ломоносов, Колпино. Там органы местного самоуправления имеют более широкие полномочия по сравнению с внутригородскими округами и большие возможности для развития необходимых для жителей инфраструктурных проектов.

– Всеволод Федорович, муниципальной власти в нашем городе в этом году исполняется всего 10 лет. А на чей опыт вы ориентируетесь, каким местное самоуправление будет в ближайшие годы?

– У нас хорошие отношения с муниципальным сообществом Финляндии – там местная власть существует больше века. Много нужного мы там «подглядываем». Как по новым технологиям строить долговечные детские площадки, как рационально использовать площадки для мусора или как формировать местные бюджеты и привлекать жителей к участию в жизни местного сообщества.

Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга создан в декабре 2005 года, объединяет 100 городских муниципальных округов и является соучредителем Всероссийского конгресса муниципальных образований.Совокупный бюджет муниципальных образований Санкт-Петербурга.

2005 год 2 828 886,6 тысяч рублей

2006 год 3 384 921,5 тысяч рублей

2007 год 3 306 874,2 тысяч рублей

2008 год 4 250 000,0 тысяч рублей

Беседовал Владимир Хохлев

Другие материалы по теме

X