жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Внедрение малого бизнеса в ЖКХ затруднено

Государственная полузащита

– Обеспечьте нас помещениями для работы, которые принадлежат нам по праву, – вот главное требование скромных тружеников жилищно-коммунальной сферы к властям.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 200 частных эксплуатационных компаний. Это не очень много для мегаполиса. Кроме того, этот список часто меняется. Большинство компаний не имеют собственной материальной базы, работают нестабильно и через 1,5–2 года сворачивают деятельность.

Частные компании осваивают периферийные территории. К примеру, в Петроградском районе нет ни одной частной компании – все дома обслуживают жилкомсервисы, которые находятся в собственности государства. По словам представителя администрации района, компании просто не хотят работать в историческом центре, так как старый фонд трудно обслуживать, и процесс формирования ТСЖ идет значительно медленнее, нежели в новых районах.

Совершено другая ситуация во Фрунзенском районе, где работает 21 частная эксплуатационная компания и только три жилкомсервиса. При этом 6 частников получили в управление дома от ГУ ЖА Фрунзенского района, остальные 15 обслуживают дома новой застройки и ЖСК.

– Администрация района всегда идет навстречу частным обслуживающим компаниям, старается помочь в решении их вопросов, по мере возможности выделяя помещения, – комментирует директор ГУ «Жилищное агентство Фрунзенского района» Олег ШАМРАЙ. – Район активно поддерживает создание ТСЖ и ЖСК. Бесплатно проводит курсы. На них председателей и бухгалтеров ТСЖ и ЖСК обучают навыкам управления жилым домом и его правильной эксплуатации, разъясняют нормы жилищного законодательства.

В деле создания конкурентной среды в ЖКХ субъект Федерации пошел по пути привлечения на рынок иностранных управляющих компаний в ущерб отечественным. Согласно логике властей, «иностранцы» должны привить нашему рынку качественно иные, «европейские» стандарты обслуживания жилья. Однако эта логика не всегда подтверждается практикой.

– Иностранные компании, которые входят на российский рынок, представляют собой довольно громоздкие бизнес-структуры, – отмечает директор МРЭП «Пороховые» Александр ЕРОХИН. – Им очень трудно работать с нашим ветхим фондом, содержание которого непривычно для европейца. Кроме того, по моим данным, на нашей территории эти компании далеко не всегда обеспечивают ту пунктуальность, аккуратность и четкую организацию труда, на которую принято рассчитывать, имея дело с иностранцами. В работе немцев, например, я как профессионал не увидел ничего для себя нового – никаких новых подходов, которые бы я мог применить.

Без определенного места жительства

Что касается отечественных «частников», то одной из главных проблем для них остается дефицит помещений. Компаниям приходится самостоятельно искать вакантные площади и арендовать их за большие деньги, снижая тем самым и без того невысокую рентабельность и ограничивая возможности для развития собственного бизнеса.

– В этом смысле нас должны поддерживать администрации районов, которые обязаны предоставлять обслуживающим компаниям площади, ранее занимаемые жилкомсервисами, – считает Александр Ерохин. – У нас в Красногвардейском районе жилкомсервисы обслуживают чуть более 50% всего жилого фонда. При этом помещения, которые жилкомсервисы занимали ранее, отдают в аренду различным развлекательным и торговым точкам. На мой взгляд, эти площади должны использоваться исключительно для организации обслуживания жилого фонда и никак иначе.

Такой подход, кроме прочего, создает почву для недобросовестной конкуренции. Жилкомсервисы получают преимущество, так как не платят за аренду помещений и имеют собственность в управлении, несмотря на статус ООО. Наличие помещений с равными для всех участников рынка льготными арендными ставками сделало бы рынок обслуживания домов более привлекательным для бизнеса.

Вторая серьезная проблема – дефицит квалифицированных кадров, который был отчасти компенсирован трудовыми ресурсами, освободившимися после сокращения большого количества жилкомсервисов. До 70% специалистов ушли работать именно в частные структуры. Отчасти помог погасить дефицит кадров кризис: много квалифицированных специалистов – сварщиков, бетонщиков и др. – пришло из строительной отрасли.

Кризис делу не помеха

Поскольку обслуживающие компании не зависят от банковского сектора, кризис не слишком отразился на их работе.

Представители компаний отмечают, что снижение объема платежных сборов заставило делать более точные расчеты средств, необходимых для эксплуатации дома.

Обслуживающим компаниям пришлось также пересмотреть свои отношения с субподрядными организациями. Теперь, вместо того чтобы отдавать отдельные направления работы на аутсорсинг, эксплуатационники предпочитают самостоятельно выполнять максимально полный комплекс работ. В частности, сократился спрос на услуги клининговых компаний в сегменте обслуживания жилых домов.

– Несмотря на трудности, мы планируем расширять номенклатуру услуг и повысить наше профессиональное мастерство, – комментирует генеральный директор ООО «Комфорт» Елена СЕНЧУК. – В этом смысле не может не радовать тот факт, что ТСЖ с каждым годом становится все больше и больше. При этом растет профессиональный уровень председателей, что немаловажно для грамотной организации взаимодействия эксплуатационными компаниями.

– Если мы называем себя профессиональной компанией по эксплуатации ЖКХ, то мы должны обслуживать все, что есть в доме. Начиная от лифтов и заканчивая узлами тепловой энергии, – рассказывает Александр Ерохин. – Раньше этим занимались в основном производители специализированного оборудования. Поэтому нам пришлось пройти стажировку в этих компаниях. Зато теперь новая техника в доме не создает нам трудностей.

Если эксплуатационная компания по объективным причинам не может обеспечить комплексное обслуживание дома, ТСЖ приходится подписывать договоры с многочисленными узкоспециализированными организациями, число которых доходит до 20. Такая ситуация, естественно, не приводит к улучшению качества обслуживания. Поскольку контролировать работу двух десятков подрядчиков сложнее, нежели одного-двух.

По критерию жизнеспособности

Тандем ТСЖ и обслуживающих компаний в конечном счете может оказаться более жизнеспособным, нежели управляющие компании. Частным управляющим компаниям, в отличие от ТСЖ, бывает труднее собирать средства с населения, мотивировать повышение расходов на содержание дома и т. д. Уровень доверия потребителя к «внешним» управленцам заметно ниже.

– За последний год от управляющих компаний к нам пришло восемь домов, – отмечает Александр Ерохин. – Всего у нас 65 домов. То, что жильцы предпочитают управляющим компаниям ТСЖ – вполне закономерно. Для работы управляющих компаний рынок просто еще не созрел.

Значительная часть частных управляющих компаний создана застройщиками, для которых этот рынок не является профильным и не представляется высокодоходным. Поэтому такие УК существуют от 1,5 до 3 лет. После чего собственники жилья естественным путем приходят к созданию ТСЖ и передаче ему управляющих функций. Для частных эксплуатационных компаний это выгодно, ведь это означает расширение спроса на их услуги. ТСЖ и ЖСК – их прямые заказчики.

В странах Европы государственные компании обслуживают 10% всего жилого фонда – остальную часть эксплуатируют небольшие частные организации. Если отечественный рынок пойдет по этому пути, вместо существующих 200 компаний их количество в таком мегаполисе, как Петербург, достигнет 1,5–2 тысяч.

Как считают специалисты, эксплуатационная организация должна являться центром, в котором человек мог бы решить все бытовые проблемы. Под рукой у жителей должна быть и обувная мастерская, и прачечная. В этом случае открывается много ниш для цивилизованного развития малого, в том числе семейного бизнеса. Пока это дело будущего: движение к европейскому уровню сервиса идет медленно. Для ускорения темпов развития нужна масштабная государственная программа, которая должна работать,

а не просто существовать на бумаге.

Артем Худяков

Другие материалы по теме

X