жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Курс на рентабельность

Десятилетие работы по реформированию ЖКХ в Ленинградской области позволяет подвести первые итоги. Только из областного бюджета последние три года на реформу ежегодно выделяется по 4,5–5 млн рублей. Реализуются целевые программы на основе частно-государственного партнерства.

Идет постепенный переход от дотационной системы работы к рыночному регулированию.

175.jpgО том, какие основные задачи сегодня решаются в жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинградской области, рассказывает Андрей Гаврилов, заместитель председателя Комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ Ленинградской области, начальник департамента ЖКХ.

– Андрей Валерьевич, как можно в общих чертах обрисовать положение дел в ЖКХ Ленинградской области?

– Сейчас пик сезона подготовки к зиме. И это наша первоочередная задача. Вторая – ремонт жилищного фонда.

Почти десятилетие осуществляется реформирование ЖКХ области, и, конечно, за это время многое изменилось. Нами привлечены колоссальные инвестиции из фонда реформирования ЖКХ на выполнение капитального ремонта жилья.

В области насчитывается 20 тысяч многоквартирных домов, 60% из них прослужили уже более 30 лет. К сожалению, в предыдущем году нам не удалось забрать весь лимит фонда, который предусмотрен для Ленинградской области.

Но в этом году поселения активно подключились к участию в программе – 62 муниципальных образования получат финансирование на ремонт жилищного фонда, на капремонт будет направлено более миллиарда рублей.

В целом по области программа составляет 1,4 млрд рублей. Из них 1046 млн мы получим из фонда. 60 млн идет за счет софинансирования из областной казны. Оставшаяся часть – средства местных бюджетов и собственников. Всего планируем отремонтировать более 900 домов.



– Расскажите о тех, кто уже успел поучаствовать в программе капремонта, и какой результат был ими получен.


– Все территории, принявшие участие в программе, отмечают положительные тенденции в коммунальной сфере. Причем мы не стремимся оценивать активность муниципалов с точки зрения суммы привлеченных средств. Например, Тихвинское поселение за все эти годы выполнило программу ремонта почти на 400 млн рублей. Это большой город, а деньги распределяются в соответствии с формулой – пропорционально площади жилищного фонда, расположенного на территории поселения.

Совсем по-другому выглядит процесс для небольших населенных пунктов. Например, показателен эффект, полученный в поселке Володарское Лужского района, где всего 11 домов и все они были включены в программу. Речь идет о различных формах ремонта – либо комплексного, либо отдельных конструктивных элементов: где-то полностью заменены кровля, внутренние коммуникации, отремонтированы и утеплены фасады. И все проживающие в домах граждане реально ощутили качественные изменения: условия их проживания стали значительно лучше.

Мы рассчитываем, что в целом по области сможем отремонтировать только треть домов. Но и это – достойная цифра. И если в ближайшие 5–10 лет у нас будет возможность работать такими темпами, проблема капремонта жилищного фонда будет решена. Скорее всего, в будущем средства в большей степени будут перераспределяться на программу переселения граждан из аварийного фонда. Программы же капремонта пойдут за счет местных бюджетов и средств собственников.

175_1.jpg– В ремонте и модернизации нуждаются не только дома, но и инженерные коммуникации, сети. Как обстоит дело с решением этой проблемы?

– Программа капремонта направлена на модернизацию конструктивных элементов домов и не затрагивает внешнюю инфраструктуру. К сожалению, это действительно проблема. На протяжении последних пяти лет мы финансировали проекты по модернизации тепловых источников. В большинстве муниципальных образований энерго- и тепловые мощности приведены в порядок.

Прошедшая зима продемонстрировала высокую надежность работы систем теплоснабжения. Практически не было серьезных сбоев, связанных с остановкой котельных. Случались перебои в энергоснабжении тепловых источников, аварии на тепловых сетях.

Вопрос, касающийся водоснабжения и водоотведения, на сегодня полностью не решен. Много проблем, связанных с очисткой сточных вод. В перспективе акцент будет сделан на реконструкцию систем водоотведения. Это, конечно, потребует больших капитальных затрат, проекты по реконструкции очистных оцениваются в сотни миллионов рублей. Но новые экологические требования заставляют нас уделять внимание очистным сооружениям. Так что нам предстоит разработка региональной адресной программы по модернизации и реконструкции объектов водоотведения.

– Известно, что в некоторых районах уже ведется работа по модернизации объектов водного хозяйства. Как можно, по вашему мнению, ускорить процесс?

– В области действительно реализуется целевая программа обеспечения жителей питьевой водой, и продлится эта работа еще несколько лет. Сейчас завершается согласование долгосрочной программы, рассчитанной до 2013 года.

Мы следуем программно-целевому методу финансирования объектов. Скажем, в рамках различных экологических программ область объединяется с зарубежными партнерами для реализации совместных проектов. Несколько лет осуществляется программа с участием Северного инвестиционного банка «Северная инициатива». За эти годы удалось привлечь около 1 млрд рублей. Это не только кредиты, но и средства грантов.

Благодаря такой форме сотрудничества произведена комплексная реконструкция систем питьевого водоснабжения в Кировске, Тихвине, Пикалеве. Воплощается в жизнь такая программа в Волхове. Мы переходим к выполнению второй части проекта и находимся в стадии заключения еще одного договора, который предусматривает мероприятия по обеспечению надежного водоснабжения и нормативной очистке сточных вод во Мге, Тосно, Волхове и Выборге. Реконструкция охватывает основополагающие элементы системы водоснабжения. Это и водоподготовка, и водопроводные сети, и очистные сооружения.

– Каким образом будет проводиться тарифная политика в области? Насколько возможно обеспечить однородность, прозрачность и обоснованность тарифов на коммунальные услуги?

– Согласен, основной проблемой в тарифной политике области стало то, что их формирование происходит недостаточно прозрачно. В то же время не могу сказать, что тарифы не обоснованы. Поскольку при разработке и установлении тарифов регулирующим органом проводится тщательная экспертиза затрат предприятия. Поэтому бездумных решений по отношению ко всем тарифам всех предприятий не принимается. Их рост имеет объективные причины.

Во-первых, основная статья затрат, влекущая за собой повышение, – энергоресурсы. Это те затраты, которые регулируются не региональным, а федеральным органом либо рынком. Так, электроэнергию наши предприятия покупают на рынке нерегулируемых тарифов, которые в последнее время выросли на 60%.

В этом вопросе есть некоторый перекос. С одной стороны, провозглашается нерегулируемый рынок сбыта электроэнергии. С другой, – адекватных мер воздействия на монополистов не предпринимается. К тому же существенными темпами растет цена на газ. А это – 60–80% себестоимости услуг теплоснабжения.

С точки зрения потребителей наверняка тарифы и темпы их роста могут показаться высокими. Действительно, они еще и разные в районах. Но это не позволяет предприятиям ЖКХ иметь высокие доходы, добиваться высокой рентабельности предприятий. Более того, в основном они убыточны. Это как раз следствие жесткого регулирования тарифов. Например, доля зарплаты в этом году в тарифах не повышается. Остальные затраты приведены с коэффициентом 0,9 по отношению к предыдущему году.

Если говорить о планах, то загадывать трудно. Одно можно сказать точно, что с ростом цен на энергоресурсы пропорционально будет расти стоимость услуг предприятий жилищно-коммунальной сферы. Существуют и другие проблемы, такие как неплатежи, сохраняющееся дотирование за счет бюджета МО. Наша важнейшая задача – обеспечить рентабельность предприятий отрасли.



– Расскажите, какие дополнительные ресурсы, инвестиции и каким образом привлекаются в сектор? Есть ли новые компании, опыт которых можно рекомендовать другим?


– Конечно, ресурсы государства ограничены. Кроме ремонта многоквартирных домов, все остальные проекты по совершенствованию коммунальной инфраструктуры придется осуществлять исключительно на инвестиционной основе. Рано или поздно во всех МО придут к такому методу работы, которые уже применены, например, в Сланцах и в ряде других МО. И удачных примеров немало: в теплоснабжении половина инвестиционных проектов реализуется за счет частных инвестиций.

Так, в Бокситогорске перекладываются тепловые сети. В Тихвине на инвестиционных условиях строится городская котельная, которая, наконец, позволит улучшить качество теплоснабжения. На той же основе осуществляются проекты в Тосно и всех поселениях Тосненского района. На таких принципах работают в Луге, Кингисеппе и Ивангороде.

– Говоря об уже идущей модернизации, хотелось бы узнать, какие технологии используются и применяются ли новые материалы? Приведите конкретные примеры.

– Любой инвестиционный проект, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт предполагают применение новых энергосберегающих технологий. Допустим, при реконструкции и строительстве котельных используется оборудование, которое позволяет минимизировать участие человека в его обслуживании.

Внедряются эффективные системы энергоснабжения, частотное регулирование, на всех объектах устанавливаются приборы учета. Применяются новые технологии при прокладке тепловых сетей. В жилищном фонде ремонт ведется с использованием современных технологий ремонта внутридомовых систем, кровель.

Производится регулировка теплоснабжения многоквартирного дома с установкой теплового узла, с возможностью его перенастройки. Каждый вид работ производится с позиций применения энергосберегающих технологий.

Все эти требования формируются на этапе технического согласования и утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта. Если говорить о жилищном фонде, то там элемент контроля завязан на орган местного самоуправления и на собственников. А в системах коммунальной инфраструктуры все объекты проходят через наш комитет.

– Получило ли распространение использование, наряду с традиционными, альтернативных источников энергии, новых видов топлива?

– Мы стараемся активно их использовать. У нас уже есть котельные, работающие на пеллетах и древесных отходах. В прошлом году в Вознесенье вошла в строй щеповая котельная, с высоким КПД и низкой долей условно-постоянных затрат при производстве тепловой энергии. Современное оборудование, снабженное системами автоматики, позволило минимизировать численность работы котельной. Планируется, что работа в данном направлении будет продолжена.

Подготовила Любовь Ежелева

Другие материалы по теме

X