жк Днепропетровская 37 студия 3,9

Кто-то теряет, кто-то находит: о новой системе организации учета ресурсов в ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство в нашей стране – это та сфера экономики, где ресурсы по энергосбережению, можно сказать, безграничны.

Это известно всем. Значимость проблемы многократно возрастает, если учесть, что касается она всех: и производителей энергоресурсов, и поставщиков, и потребителей, то есть тех, кто пользуется газом, теплом, водой.

По мнению Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, предлагаемой государством, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

– Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

План реализации замысла

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все (обременительные для усредненного жильца) хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных вышеуказанных товаров. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энерго­сбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Альтернатива

Недавно в программе 5-го канала «Открытая студия» один из телефонных собеседников поделился вполне конструктивной мыслью. Она заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количест­во продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

При плановой экономике

Автор этих строк хорошо помнит, как в коммунальной квартире персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики.

Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

А как у них?

Решив узнать, как эта проблема решается у «них», позвонил старому (еще со студенчества) другу. Он, проработав после института четверть века на Крайнем Севере, в 70-х уехал в Америку. Задал интересующие меня вопросы.

Ответ был примерно такой: вопросы дурацкие. Разумеется, все хлопоты и приобретения, связанные с установкой и эксплуатацией счетчиков, – это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя – за работу по установке счетчика (собст­венность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный.

Одна из дочерей моего друга, которой он «ретранслировал» мои вопросы, живет во Франции. Она ответила: все, что связано со счетчиками, организовано так же, как и в Америке.

Куда смотрела Госдума?

Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на по­требителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке этих счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энергосбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Имея некоторый опыт проектирования жилья, автор этой статьи вправе дать профессиональную оценку той части Закона «Об энергосбережении…», которая касается строительства и эксплуатации жилья. Этот сектор экономики в нашей преимущест­венно северной стране поглощает (включая добычу исходного сырья и производство стройматериалов) львиную долю всей генерируемой энергии.

Между тем большая часть требований ФЗ № 261, регулирующая деятельность в упомянутом секторе экономики, не имеет разумных обоснований и просто неисполнима.

В рамках этой статьи ограничусь анализом лишь той части текста закона, которая связана с принуждением потребителей оплачивать все затраты по установке и поверке счетчиков расходования газа, электроэнергии и других эксплуатационных ресурсов.

Если «причесать» текст п. 2 ст.1 упомянутого закона, то истинная цель, которую преследовали его разработчики, – оптимизация затрат энергии при создании и эксплуатации продукции. Однако узкокорыстная цель, которую преследовали поставщики, не корреспондируется с истинной целью закона. Следовательно, всем требованиям, обеспечивающим возможность достижения целей поставщиков, просто-напросто не место в Федеральном законе № 261.

И последнее …

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Сергей Велень


Читайте также:

Мы занимаемся строительством бань из бруса. Проекты бань из бруса мы выполним на любой вкус и кошелек. Мы предлагаем вам хороший товар по приемлемой цене. Баня способствует укреплению иммунитета, снижению веса, выводит токсины, восстанавливает силы (подробнее здесь). Обращайтесь, мы ждем вас!

Другие материалы по теме

X